Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
17 июля 2015, источник: РБК, (новости источника)

Катастрофические противоречия: 5 расхождений России и Запада по MH17

Россия, Украина, западные страны и независимые исследователи расходятся почти по всем ключевым вопросам вокруг катастрофы рейса MH17. РБК выделил пять самых спорных вопросов в расследовании и вспомнил позиции оппонентов.

Кто расследует и выдвигает версии

Согласно международному авиационному праву, расследование авиакатастрофы должна вести страна, на территории которой она произошла, но Украина передала расследование Нидерландам, поскольку две трети пассажиров рейса MH17 были гражданами этой страны. Расследование ведется международной группой из 24 человек, в которую вошли представители пяти стран: Нидерландов, Бельгии, Украины, Австралии и Малайзии. Единственный пока официальный документ, опубликованный группой, — предварительный доклад о причинах крушения самолета, опубликованный 9 сентября 2014 года. Новый доклад группа обещает выпустить в октябре.

Представители России в группу не вошли, хотя российский Минтранс сформировал для расследования причин катастрофы группу специалистов, которую возглавил замглавы Росавиации Олег Сторчевой. Международная группа привлекала для участия в расследовании только специалистов производителя комплекса «Бук» — концерна «Алмаз-Антей». В ноябре 2014 года Олег Сторчевой говорил, что Россия не принимает большого участия в установлении причин катастрофы, а международная группа только запрашивает у российской стороны материалы, которые та передает, но никакой информации о расследовании не получает.

Несмотря на это, российские ведомства — Минобороны и Следственный комитет — выдвигали свои версии причин катастрофы. Доклады о причинах катастрофы опубликовал «Алмаз-Антей» и до того малоизвестная организация «Союз инженеров России». Также свои объяснения спорных вопросов вокруг катастрофы выдвигают официальные лица России, Украины и западных стран, а также группы независимых расследователей-блогеров, самой известной из которых стала группа Bellingcat британца Эллиота Хиггинса.

1. Каким оружием был поражен Boeing?

Россия

Российские официальные лица называли разные ответы на этот вопрос. Сразу после катастрофы, 21 июля, генерал-лейтенант, заместитель начальника Генштаба ВС РФ Андрей Картаполов представил две версии случившегося: по лайнеру мог выпустить ракету украинский штурмовик Су-25, который, по данным Минобороны, в тот день поднимался в воздух неподалеку от места катастрофы, или самолет мог уничтожить с земли комплекс «Бук» украинской армии.

В августе 2014 года вышел доклад о причинах катастрофы, подготовленный Российским союзом инженеров, в котором ставится под сомнение версия об уничтожении Boeing из зенитно-ракетного комплекса «Бук-М1». Авторы делают вывод о комплексном поражении самолета ракетным вооружением с использованием ракеты «воздух — воздух» ближнего боя и пушечным вооружением.

В июне 2015 года производитель комплекса «Бук» «Алмаз-Антей» опубликовал доклад, в котором говорилось, что самолет сбила ракета типа 9М38 (М1), выпущенная зенитно-ракетным комплексом «Бук-М1».

Следственный комитет продолжает придерживаться версии о том, что самолет был сбит ракетой «воздух — воздух». 15 июля 2015 года эту версию вновь повторил представитель СК Владимир Маркин.

Запад и Украина:

В единственном на сегодня официальном докладе международной следственной группы, опубликованном 9 сентября 2014 года, говорится лишь, что лайнер был технически исправен, а причиной катастрофы стало воздействие извне «большого количества объектов, обладающих высокой энергией». Сейчас на сайте группы говорится: «Один из расследуемых сценариев предполагает, что МН17 был сбит ракетным комплексом Бук».

17 июля, через несколько часов после катастрофы, советник главы МВД Украины Антон Геращенко впервые заявил о том, что самолет был сбит из комплекса «Бук». 19 июля эта же версия была изложена в официальном заявлении Госдепа США.

2. Мог ли сбить Boeing самолет ВВС Украины?

Россия

21 июля 2014 года Министерство обороны России заявило, что Ростовским центром наблюдения в день катастрофы был зафиксирован взлет штурмовика Су-25 ВВС Украины, в ходе полета его удаленность от малайзийского Boeing была от 3 до 5 км. Представитель Генштаба 21 июля отметил, что Су-25 по своим характеристикам способен достигать высоты в 10 км (на такой высоте шел борт Malaysia Airlines), а на его вооружении стоят ракеты класса «воздух — воздух» Р-60, которые могут поражать цели на расстоянии до 12 км и гарантированно до 5 км. Он выразил недоумение по поводу того, что украинский самолет находился на гражданской трассе, причем на одном эшелоне с малайзийским Boeing.

Запад и Украина

Киев сразу после сообщения российского Минобороны 21 июля заявил, что ни один самолет ВВС Украины 17 июля не поднимался в воздух. Кроме того, основным контраргументом украинской стороны было то, что практический потолок Су-25, не предназначенного для борьбы с воздушными целями, составляет 7 тыс. м, а Boeing 777 был сбит на высоте более 10 тыс. м. В конце июля 2014 года это косвенно подтвердил главный конструктор Су-25, президент НПК «Штурмовики Сухого» Владимир Бабак, заявивший ТАСС, что для такой атаки Су-25 должен был атаковать Boeing сзади, но скорости штурмовика для этого не хватило бы.

3. Откуда была запущена ракета?

Россия

На брифинге 21 июля 2014 года представители Минобороны продемонстрировали спутниковые снимки района катастрофы, сделанные 17 июля. На снимках была зафиксирована батарея «Буков» недалеко от поселка Зарощенское в Донецкой области. Этот населенный пункт, как утверждали в Минобороны, тогда находился под контролем украинских военных (украинский Совет по национальной безопасности и обороне приводит обратные данные).

Советник генконструктора «Алмаз-Антея» Михаил Малышевский сообщил в начале июня, что на основе проведенных расчетов был определен наиболее вероятный район запуска — местность южнее Зарощенского.

Запад и Украина

18 июля 2014 года президент Парламентской ассамблеи ОБСЕ Илка Канерва заявил о наличии явных признаков того, что ракета была запущена из контролируемых ополченцами районов. То же повторил президент США Барак Обама.

19 июля глава департамента контрразведки Службы безопасности Украины (СБУ) Виталий Найда заявил, что ракета, сбившая Boeing 777, была выпущена из района города Снежное Донецкой области, который находился под контролем ДНР.

В тот же день Госдеп США выступил с заявлением, в котором говорилось, что записи в соцсетях показывают, что комплекс «Бук» ополченцев в день катастрофы был замечен в подконтрольных ополченцам городах Торез и Снежное, а также на предполагаемом месте запуска ракеты.

4. Кто запустил ракету?

Россия

25 июля 2014 года агентство «Россия сегодня» выпустило сообщение, что в день катастрофы подразделения ПВО украинских вооруженных сил проводили тренировку по отработке снятия с блокировки системы пуска ракет и украинские военные могли по ошибке выпустить ракету в направлении Boeing. Тогда же агентство со ссылкой на анонимный источник в «силовых ведомствах» Украины заявило, что причиной падения Boeing могла стать внештатная ситуация на тренировке подразделения ПВО украинской армии.

В июне этого года в докладе концерна «Алмаз-Антей» говорилось, что ракета 9М38М1, которой, по мнению авторов доклада, был поражен Boeing, не производится в России с 1999 года и состоит на вооружении Вооруженных сил Украины. Вопрос о том, есть ли такие ракеты на вооружении российской армии, эксперты «Алмаз-Антея» комментировать не стали.

Запад и Украина

Сразу после катастрофы Киев заявил, что зенитные ракетные комплексы или самолеты ВС Украины не проводили стрельб по воздушным целям 17 июля, как и вообще в ходе антитеррористической операции на востоке страны, поскольку на вооружении ополченцев нет авиации.

На следующий день после катастрофы представитель США в Совете безопасности ООН Саманта Пауэр заявила, что США не считают причастными к инциденту украинских военных, поскольку на вооружении ВС Украины есть комплекс «Бук», но поблизости от района катастрофы такого оружия не было.

В январе 2015 года организация журналистов-расследователей CORRECT! V совместно с немецким еженедельником Der Spiegel и голландской газетой Algemeen Dagblad опубликовали расследование на основе данных Bellingcat, в котором заявили, что пассажирский лайнер был сбит ракетой «земля — воздух» зенитно-ракетного комплекса «Бук-М1», приписанного к 53-й зенитно-ракетной бригаде, дислоцированной в Курске.

15 июля 2015 года телеканал CNN сообщил, что его источники ознакомились с проектом доклада международной следственной группы, который должен быть опубликован в октябре. По информации источников CNN, в документе не только указано, откуда была запущена ракета, но и сказано, что точку запуска контролировали «пророссийские ополченцы». ​

5. Было ли у ополченцев оружие, способное поразить Boeing 777?

Россия

Российская сторона утверждает, что у ополченцев на момент катастрофы не было ракет, способных сбить Boeing.

2 июня 2015 года заместитель начальника штаба самопровозглашенной Донецкой народной республики Эдуард Басурин заявил, что ополчение не располагало комплексом «Бук-М1» на момент катастрофы.

Запад и Украина

Непосредственно после катастрофы представители Вооруженных сил Украины заявляли, что ополченцы могли угнать одну из установок «Бук» ВС Украины. Впоследствии президент Петр Порошенко опроверг эту информацию.

В заявлении Госдепа от 19 июля 2014 года говорилось, что в предшествовавшие катастрофе выходные Россия передала ополченцам до 150 единиц военной техники, включая ракетные установки, а также обучала боевиков на базе на юго-западе России в том числе обращению с зенитными комплексами. Со ссылкой на записи телефонных переговоров лидеров ополченцев, опубликованные украинскими властями, в заявлении говорится, что ополченцы получили установку «Бук» не позже 14 июля. Также Госдеп ссылал​ся на видео, опубликованное на Youtube, на котором, как говорится в заявлении, видно, как «Бук» с как минимум одной отсутствующей ракетой проезжает город Краснодон на пути обратно в Россию.

В ноябре 2014 года команда расследователей Bellingcat заявила, что «Бук», ехавший из Донецка в Снежное в день катастрофы, в июне был сфотографирован в составе военного конвоя, следовавшего из Курска в направлении украинской границы.

Вера Преловская