Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Джордж Буш-старший попал в реанимациюРанее в среду сообщалось, что экс-президент США Джордж Буш-старший, попавший в больницу с пневмонией, переведен из обычной палаты в реанимацию
2 ноября 2015, источник: Газета.Ру

Суды подсчитали водителей-уголовников

Более 5800 человек были осуждены в России за тяжкие аварии в первом полугодии. Российские суды по-прежнему выносят достаточно мягкие приговоры, в том числе и пьяным водителям, устроившим смертельные аварии. А благодаря масштабной амнистии в честь 70-летия Победы несколько тысяч человек и вовсе ушли от ответственности за тяжкие ДТП, так как их дела были закрыты еще до приговора.

За тяжкие ДТП в первой половине 2015 года было осуждено 5818 водителей. Все они привлекались к ответственности по одному из шести составов «водительской» 264-й статьи УК РФ, которая предусматривает ответственность за аварии с тяжкими последствиями. Соответствующие данные содержатся в сводных статистических сведениях о состоянии судимости в России за первое полугодие 2015 года, которые опубликованы на сайте Судебного департамента при Верховном суде (ВС) РФ.

Таким образом, второй год подряд в России фиксируется значительное снижение числа осужденных по данной статье. Если в 2013 году в первые шесть месяцев их было почти 8 тысяч, то в прошлом всего около 5300 человек.

Снижение числа приговоров не связано с улучшением ситуации на дорогах, так как аварийность в России сокращается слишком медленно. Динамика статистических показателей объясняется очередной масштабной амнистией. Она была объявлена в конце апреля в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Кого осуждают за тяжкие ДТП

Статистика ВС помимо общих цифр, содержит подробную информацию о возрасте, поле, профессии осужденных, а также другие данные
Так, среди 5818 осужденных оказалось 434 женщины (год назад их было 297), в том числе 25 пенсионерок и 16 беременных.

Согласно статистике, больше всего осужденных оказалось в возрасте от 30 до 49 лет — 2507 человек. Еще 1256 водителей осуждены в возрасте 25−29 лет. Также, под суд попали 47 подростков в возрасте от 14 до 17 лет (в прошлом году 32).

В первом полугодии, по данным ВС, под суд за тяжкие ДТП попали 96 граждан СНГ, 38 представителей дальнего зарубежья и три человека без гражданства. Почти столько же фигурировало по всем трем категориям и год назад.

Из года в год почти не меняется и структура уровня образования подсудимых.

По-прежнему, подавляющее большинство из них имеют либо среднее профессиональное образование — 2203 человек, либо просто школьный аттестат об окончании 11 классов школы — 2109.

Лишь каждый шестой из осужденных имеет высшее образование — 998 человек. Еще у 524 осужденных уровень образования не превышает 9 классов средней школы.

Неудивительно, что при такой структуре образования больше всего среди осужденных оказалось 2266 представителей рабочих специальностей, и тех, кто в трудоспособном возрасте не имеет определенного рода занятий — 2171 человек. Еще 34 осужденных было из числа тех, кто состоит на бирже труда.

Кроме того, за полгода по ст. 264 УК РФ осудили 63 военнослужащих (год назад 49), 51 сотрудник правоохранительных органов, включая прокуроров и следователей (в 2014-м — 47 человек).

При этом стоит отметить, что большинство «силовиков» в случае тяжких аварий оперативно увольняют из правоохранительных органов и к моменту приговора, а значит и по статистике, они проходят в качестве безработных.

Нотариусов, судей или работников суда среди 5818 осужденных в первом полугодии не оказалось.

Примечательно, что двое из осужденных в момент аварии должны были находится за решеткой, так как они уже получили реальный срок за другое преступление или не исполнили приговор, связанный в реальным лишением свободы. Еще двух водителей привлекли к ответственности в период отбывания наказания в виде лишения свободы.

Какие приговоры выносят виновникам ДТП

Статистика ВС, как и в предыдущие годы, наглядно свидетельствует о мягкости российской Фемиды в отношении виновников ДТП.

Многие из них либо отделываются условным сроком, либо небольшим сроком в колонии-поселении. Еще больше тех, чьи дела и вовсе не доходят до судебного вердикта и прекращаются на более ранней стадии.

Больше всего осужденных пришлось на самую «легкую» часть ст. 264 УК РФ, которая предусматривает ответственность за ДТП, в которых есть тяжелораненые. В первом полугодии по ней осудили 2174 человека, а в отношении еще более 3,5 тысяч водителей расследование было прекращено либо на стадии следствия, либо уже в суде.

Из тех же, кто все-таки услышал приговор суда, к реальному лишению свободы приговорили всего 40 человек, то есть около 2%.

Столько же водителей получили реальный срок и годом ранее, но тогда число осужденных, из-за амнистии в честь 20-летия Конституции РФ едва превысило 800 человек.

По ч.2 ст 264, которая карает водителя за то же самое, но в случае, когда он был пьян, осудили 850 человек. Это заметно меньше, чем годом ранее. Дела еще более 500 человек до приговора не дошли.

Но и из осужденных лишь немногим больше трети получили реальный срок — 317 человек. Подавляющее большинство из них проведут под стражей не более двух лет в колонии-поселении.

По ч.3 ст., которая предусматривает ответственность за аварию, в которой есть один погибший, осуждены 1553 человека. Еще 1208 обвиняемых смогли избежать приговора в виду прекращения дела по различным причинам.

Здесь, как и в более легких составах, реальное лишение свободы получила меньшая часть осужденных — 694 человека. Несмотря на то, что санкции данной статьи предусматривают до пяти лет лишения свободы, срок от 3 до 5 лет получил всего 31 человек, то есть 2% от общего числа привлеченных к ответственности.

Лишь при рассмотрении дел, в котором смертельную аварию устраивал пьяный водитель, судьи проявляли относительную строгость. Из 830 привлеченных по данной статье водителей реальный срок в колонии получили 696 человек. Еще в отношении 44 человек дело было закрыто до вердикта суда.

Полезная информация

Около половины из тех, кто получил срок, осуждены на 2−3 года, хотя по действовавшим в первом полугодии нормам им грозило до семи лет лишения свободы. Впрочем, и здесь тех, кто получил «по-максимуму», почти не оказалось — лишь 12 человек осуждены на сроки свыше пяти лет.

Напомним, что с 1 июля этого года вступили в силу поправки, которые вводят нижний предел наказания для нарушителей данной статьи. Теперь они не могут получить меньше двух лет лишения свободы. В первом полугодии таковых из 694 человек оказалось 160.

За смертельные аварии, где погибших было двое или больше, в первом полугодии осуждены 286 человек, из них 214 получили реальный срок, но, как и в других случаях, почти всегда намного ниже максимальных семи лет, которые грозили подсудимым.

Строже всего российские судьи относятся к самым злостным нарушителям — тем, кто устроил ДТП с несколькими жертвами в пьяном виде. Эта категория осужденных не подпадает под амнистии, и такие люди всегда оказываются за решеткой.

В первом полугодии к ответственности по ч.6 ст. 264 УК РФ привлекли 125 человек (годом ранее -131). Из них 118 получили реальный срок, почти все от 3 до 8 лет колонии. Дела еще четырех фигурантов до вердикта суда были закрыты.

Как и в случае с ч.4 ст. 264 УК РФ, с 1 июля законодательство для данной категории подсудимых ужесточилось — у них тоже появилась нижняя граница наказания и сейчас таким водителям грозит от 4 до 9 лет лишения свободы. В первом полугодии 12 человек получили не больше 3 лет колонии, а еще 53 — от 3 до 5 лет. Впрочем, и особой суровостью к этой категории водителей судьи тоже не отличаются — свыше восьми лет лишения свободы получил всего один осужденный.

Учитывая, что объявленная весной амнистия длилась полгода и закончилась в конце октября, с большой долей вероятности можно предположить, что данные за второй полугодие будут схожи с первым, а общее количество привлеченных к ответственности лиц окажется ощутимо ниже обычного уровня в 15−16 тысяч человек.

Автор: Анатолий Караваев

Мнение эксперта
Аварийность в России снижается медленнее, чем число осужденных водителей. Но это вовсе не повод говорить о том, что судебная система в отношении автомобилистов слишком мягкая. Да, была амнистия, но надо учитывать также усиление контроля за соблюдением ПДД и ужесточение наказаний за «пьяную» езду – они сделали людей более ответственными. Поэтому и количество откровенных беспредельщиков, заслуживших реальные сроки за решёткой, сократилось. 
Юрий Урюков
заместитель главного редактора проекта Авто Mail.Ru
Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 деньподписки за59рублей
Оплатите подписку, чтобы читать все комментарии и участвовать в обсуждении новостей