Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
30 сентября 2016, источник: 112.ua

Кражи из багажа в «Борисполе»: Как, что и кто ворует в аэропорту

Проблему дирекция аэропорта не скрывает и борется с ней, однако и пассажирам не стоит забывать об элементарных правилах и обезопасить себя от ограблений.

Кражи из багажа в аэропортах — явление распространенное. Ни один аэропорт мира не даст 100% гарантии, что после того, как вы расстались со своим чемоданом на стойке регистрации, содержимым вашего багажа не поинтересуется кто-то еще. И далеко не факт, что в таком случае вы получите свой багаж в полной сохранности. Не исключение и главные воздушные ворота страны — аэропорт «Борисполь».

Система безопасности в «Борисполе» более чем серьезная и многоуровневая. Это и сотни видеокамер, расположение которых все время меняется, и служба контроля за погрузкой и разгрузкой багажа, и специальный отдел по расследованию краж. Но реальность такова, что воровство из чемоданов все равно имеет место быть. Воры адаптируются, изучают систему камер, стараются их закрывать своими габаритными тележками и, как следствие, получают возможность воровать.

Воруют грузчики. Они находят возможности обойти все системы контроля и слежения. Преступники настолько опытные и матерые, что, к сожалению, часто оказываются на шаг впереди правоохранителей и системы безопасности. О том, как с этим борются и пресекают случаи воровства, рассказали в администрации «Борисполя».

Чуть больше чем за три месяца существования в «Борисполе» спецотдела по расследованию краж из багажа за помощью к детективам аэропорта обратились 46 граждан.

«Из этих 46 сообщений 5 находится в режиме обработки. Они поступили недавно, и по этим случаям еще собирают информацию. Три материала уже собраны и отправлены в линейный отдел полиции с целью привлечения правонарушителей к уголовной ответственности за совершение несанкционированного доступа к багажу. По 10 обращениям установлено местонахождение вещей, и они возвращены владельцам. Также 2 сообщения оказались фейковыми. Большой процент этих сообщений — когда происшествие случилось на территории другого аэропорта. В таких случаях мы сразу сообщаем в этот аэропорт», — рассказывает менеджер по безопасности Марина Фастовец.

Также, по словам Фастовец, потерпевшие иногда обращаются слишком поздно, то есть через 2−3 месяца после ограбления. С одной стороны, это затрудняет работу по установлению местонахождения украденных ценностей и привлечения к уголовной ответственности вора, а с другой, эти данные необходимы службе безопасности аэропорта, на основе анализа которых, в том числе, будут предотвращены подобные случаи в будущем.

По словам и. о. главы аэропорта «Борисполь» Евгения Дыхне, эта служба далеко не единственная, которая следит за целостностью багажа, а, скорее, дополнительная. «Давно есть действующая служба, которая сопровождает погрузку багажа на борт самолета, которая смотрит за действиями грузчиков в отделе сортировки багажа. Вся работа ведется, но дополнительно мы ввели эту технологию (спецотдел по расследованию краж из багажа, — ред.), которая нам позволяет оперативно получить информацию для более глубоких и детальных расследований именно от пассажиров», — рассказал он.

В то же время Дыхне констатирует, что несмотря на тысячи датчиков прохождения багажа, сотни видеокамер наблюдения как за багажом, так и за действиями грузчиков, спецсотрудников, воровство было и есть. «Это люди, которые адаптировались ко всем нашим мерам, это виртуозы с многолетним опытом, и можно их лишить права заниматься этим только глубоким расследованием конкретного случая. Именно для этого нам нужна помощь пассажира, который к нам вовремя обратится. В лучшем случае он получит свои вещи, а для нас — мы очистим свои ряды от недобросовестных работников, от воров».

Воруют из багажа в основном негабаритные ценные вещи. В первую очередь это деньги и ювелирные изделия. Как рассказал 112.ua начальник отделения полиции в аэропорту «Борисполь» Алексей Фесенко, недавно в аэропорту задержали грузчика, который украл из чемодана 400 г золота в ювелирных изделиях и пытался вынести из помещения в нижнем белье. В то же время полицейский отмечает, что с появлением в аэропорту спецотдела работа стала эффективнее. Как уже отмечалось, по материалам спецотдела было начато три уголовных производства, которые уже направлены в суд.

«Важно, чтобы потерпевший обратился сразу. В первую очередь мы в таких случаях сразу же просматриваем видео. Видим, что приезжает контейнер с багажом, грузчик открывает, берет сумку, а на ленту она попадает через 10 секунд, мы понимаем, что кража совершена в “Борисполе”. И реагируем соответственно», — говорит он.

Пассажир, обратившийся с заявлением о краже из багажа, получит информацию о ходе расследования в течение 5 дней, вне зависимости от того, на каком этапе само расследование.

«Он получит информацию о том, что сделано, что предпринимается. За это время мы определяем, совершена ли кража именно в нашем аэропорту, есть ли ему смысл ожидать реакции от нас. Если это не вопрос нашего аэропорта, то у него есть еще время обратиться в смежный аэропорт. Минимальное время хранения видеозаписей — 20 дней. Мы также обращаемся в этот аэропорт и в авиакомпанию», — рассказал замдиректора по безопасности аэропорта «Борисполь» Николай Хливный.

Согласно статистике, чаще всего воруют на трансферах, но в службе безопасности уточняют: все зависит от возможностей грузчика-вора. А вот расстаться с нечестным грузчиком дирекции аэропорта бывает иногда крайне сложно, даже если они наверняка знают о том, что конкретный человек ворует.

«Есть трудности, что когда мы определяем работника как нечистоплотного, как склонного к воровству, у нас не так много юридически выверенных механизмов уволить его с работы. Работает презумпция невиновности, работают юридические механизмы передачи материалов в суд. Даже когда мы точно знаем, что он нечистоплотен и ворует, не всегда у нас есть достаточно доказательств, для того, чтобы суд принял справедливое решение», — говорит Дыхне.

И проблема не столько в доказательной базе, сколько в коррупции. Как оказалось, грузчик «Борисполя» по уровню благосостояния вполне может посоревноваться с нечистым на руку прокурором.

«Это далеко не бедные люди, которые десятилетиями воруют в аэропорту. У них у многих достаточно большие дома. Они могут себе позволить эффективно защищаться в судах, тогда как у предприятия не так много таких механизмов, и многие наши совместные с полицией усилия, чтобы вывести человека на юридически правильный уровень и чтобы он понес наказание, не всегда успешны», — рассказал Дыхне.

«При этом мы еще и не имеем юридической возможности уволить его по той статье, по которой его потом не возьмут больше на работу. Мы не имеем права вести реестров ворующих грузчиков, потому что мы таким образом нарушаем права граждан. Мы не можем использовать по решению суда ни один из наших материалов, для того чтобы принимать решения по приему на работу или увольнению. И сходимся мы на том, что от нас увольняются воры с записью в трудовой книжке “по согласию сторон” или “по собственному желанию”, но это не дает гарантий, что последующий директор предприятия (а каденция директоров не такая уж долгая) не возьмет на работу людей, которые привыкли этим заниматься. Или что они не пойдут в смежные компании, и мы не сможем официально проинформировать о том, что этот человек нечестен. Есть проблемы, мы их не скрываем, мы работаем над тем, чтобы очистить ряды от нечестных грузчиков».

В то же время полиция «Борисполя» проверяет по своим каналам всех желающих занять должность грузчика в аэропорту, иногда подключают и СБУ.

Проблему дирекция аэропорта не скрывает и борется с ней, однако и пассажирам не стоит забывать об элементарных правилах и обезопасить себя от ограблений. В первую очередь это не класть ценные вещи и деньги в багаж и упаковывать чемоданы и сумки. Пленка в плане защиты содержимого чемодана эффективна, потому что вору-грузчику потребуется несколько секунд для того, чтобы ее снять или разрезать, а этих секунд у него, как правило, нет.