Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
16 апреля 2010, источник: Вести.Ru, (новости источника)

Пылевое облако исландского вулкана окутало всю Европу и движется к Уралу

Финские истребители F-16 во время плановых учений попали в вулканическое облако и получили серьёзные повреждения. На деталях двигателя обнаружена кристаллическая корка, которая, по словам механиков, могла привести к полному разрушению турбин. Аэропорты Германии не могут принять самолет Ангелы Меркель.

Канцлеру, которая возвращается домой из Вашингтона, придётся заночевать в Португалии. А король Норвегии, наоборот, не может вылететь из Осло в Данию на день рождения королевы. В России вулканическое облако накрыло Кольский полуостров и движется к Петербургу. В Москве уже отменено более сотни авиарейсов.

Авиаперевозчики уже не успевают предупреждать своих пассажиров об отменах, и многие эту неприятную новость узнают уже после приезда в аэропорт.

«Долго ждали этого путешествия. Нас друзья ждут в Италии. У меня день рождения, который собирались вместе отметить. Всё туча накрыла», — констатирует Валентина Фёдорова, ожидающая в Пулково вылета в Италию.

Среди так и не улетевших пассажиров, особенно тех, кто путешествует транзитом, уже раздаются жалобы — некоторые авиакомпании отказываются их кормить. Хотя, как известно, это обязательное условие при длительных задержках.

Облако пепла совсем не видно с земли и почти не видно из космоса. Только при помощи спектрального анализа и постоянного зондирования атмосферы учёные выяснили, облако уже над Россией. И в верхних слоях атмосферы, на высоте девяти-десяти километров, продвинулось довольно далеко.

«Самый передний фронт, который распространяется в высоких слоях атмосферы, расположен значительно восточнее Москвы, движется к Уралу. Фронт пепловой облачности направляется в район Республики Коми, Ненецкого округа, полярного Урала и даже выходит в Арктику», — поясняет ведущий специалист центра погоды «Фобос» Леонид Старков.

Когда дотянется до нас основной массив тучи, учёные сказать не могут. Но пока в небе над Россией ситуация не столь критическая.

«Те концентрации, которые сегодня над Российской Федерацией, над её европейской частью, ещё не такие, которые позволяют приостановить движение. Вместе с тем, этой ночью экипажами отдельных российских воздушных судов были отмечены блики за бортом, которые свидетельствуют о том, что имеются определенные малые концентрации этого пепла», — говорит заместитель руководителя Росгидромета Валерий Дядюченко.

От вулканического пепла самолеты пока ещё не научились защищать. И в больших концентрациях он представляет серьёзную опасность.

«Часто это стекло, часто кристаллы авгита. Вот если вы сейчас возьмёте камень гранит, раздробите его, то по консистенции это будет то, что сейчас летает в воздухе», — рассказывает о составе вулканического пепла ведущий научный сотрудник Института вулканологии и сейсмологии Дальневосточного отделения РАН Алексей Озеров.

А ещё в плотном облаке ухудшается радиосвязь и видимость. На воздушное судно, которое летит со скоростью более восьмисот километров в час, даже мельчайшие частички пыли действуют как наждак. И могут повредить лобовое стекло. Но и это ещё не самое страшное.

«Основная опасность состоит в том, что возможен отказ двигателя. Засорение отверстий в двигателе, которые используются для подачи воздуха в различные части двигателя, где-то для смешения с горючим, где-то для охлаждения. И эти отверстия очень маленького диаметра. Они могут засоряться пеплом», — сообщает Валерий Суханов, заместитель директора Центрального аэродинамического института имени Н.Е. Жуковского Валерий Суханов.

Или, например, в горячей камере авиационного двигателя мелкие частицы пепла могут спекаться и образовывать такую стекловидную рубашку на лопатках. Что, конечно же, влияет на режим работы двигателей, вплоть до их отказа.

Российское министерство по чрезвычайным ситуациям уже готово развернуть штаб по контролю за обстановкой в небе.

«В МЧС России создана и работает межведомственная оперативная группа. В её состав вошли представители Российской академии наук, Росгидромета, Росавиации, Министерства природы, Министерства транспорта и других министерств и ведомств Российской Федерации», — доложила начальник управления информации МЧС России Ирина Андрианова.

Метеорологи и вулканологи предупреждают, даже если извержение прекратится в ближайшие сутки, исландский шлейф может несколько раз обогнуть земной шар и кружить над северными широтами, внося свои коррективы в расписание авиарейсов. До тех пор пока не прольётся на землю дождем.