Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
15 мая 2010, источник: РИА Новости

Ледокол «Россия» вышел на помощь полярникам экспедиции СП 37

МУРМАНСК, 15 мая — РИА Новости, Илья Ферапонтов, Анастасия Яконюк. Атомоход «Россия» со специалистами НИИ Арктики и Антарктики на борту отправился в субботу вечером из порта Мурманск на помощь полярникам дрейфующей станции «Северный полюс 37», сообщил РИА Новости руководитель пресс-службы ФГУП «Атомфлот» Владимир Блинов.

«Полярники на станции “СП-37” должны были дрейфовать до сентября, однако выяснилось, что на льдину надвигается мощный ледяной поток. Эта ледяная река грозится снести станцию и всех, кто на ней находится. Сама льдина по площади — пять на шесть километров, однако то пространство, которое занимает станция, сократилось до десятков метров. Поэтому было принято решение эвакуировать станцию досрочно», — сообщил Блинов.

На станции «СП-37» находятся 15 человек и две собаки. Сейчас полярники сворачивают станцию, готовясь к эвакуации. Из 12 служб функционируют лишь семь.

Руководитель Высокоширотной арктической экспедиции (ВАЭ) Владимир Соколов, который отправляется на ледоколе, отметил, что для сохранения экологической чистоты со льдины будет снято все, что можно увезти.

«По морским законам дерево может оставаться, металл может оставаться, а нефтепродуктов оставаться не должно. Но мы будем стремиться забирать так, чтобы никаких следов не осталось», — сказал он РИА Новости.

Координаты станции — 80 градусов северной широты, 143 градуса восточной долготы. Это третий случай за всю историю полярных дрейфующих станций, когда эвакуировать лагерь приходится раньше срока, обычно такие операции проходят в более благоприятных ледовых условиях. В составе экспедиции на борту «России»- около 50 человек. В субботу из Петербурга прилетел вертолет Ми-8, который также отправится в экспедицию. Он на месте совершит облет территории, выберет место для стоянки ледокола, куда будут доставлены полярники и все оборудование станции.

«Для самого ледокола это создает сложности, поскольку район малоизученный, труднодоступный, с мощным ледяным покровом. Экспедиция будет проходить при минусовых температурах, в районе сохраняется устойчивый мощный ледяной покров. Две станции — “СП —22” и “СП-34” также эвакуировались из этого района, однако сейчас рейс пройдет в условиях усиливающегося похолодания в Арктике», — сообщил Блинов.

За последние годы система работы значительно изменилась, она коренным образом отличается от советской. Ученые за сутки собирают столько же информации, сколько прежде — за год дрейфа. За время последней зимовки ученые на станции сделали несколько географических открытий. В основном они касаются глубин — с помощью совершенной измерительной техники ученые детально обследовали рельеф дна. Исследования будут проводиться и по пути следования ледокола.

Заместитель начальника Управление мониторинга загрязнения окружающей среды, полярных и морских работ Росгидромета Валерий Мартыщенко в беседе с РИА Новости отметил, что следующая станция «Северный полюс» в 2010 году высажена не будет, и напомнил, что первоначально планировалось продолжать работу на СП-37.

«В этом году, очевидно, что станцию новую мы не откроем. Мы думали на льдину еще завезти снаряжение, приборы, оборудование, сменить персонал станции, чтобы она и в следующем году тоже дрейфовала, до следующего года. Но район оказался достаточно сложный, и в этом отношении мало изученный. У нас пошли очень интенсивные динамические процессы, льдина начала рушиться», — сказал он.

Говоря о возможности высадки новой станции в следующем году, он отметил, что сейчас формируется план бюджета на следующий год, все будет зависеть от финансирования.