Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискСмотриComboВсе проекты
Тест: сможете ли вы ответить на вопросы из ЕГЭ по историиСегодня, 13 июля, выпускники школ сдают Единый государственный экзамен по истории. Проверить свои знания, ответив на вопросы из вариантов ЕГЭ, мы предлагаем и вам
Источник: Фотоархив ИД «Коммерсантъ»

Рейды ФНС и ФСБ в структурах, занимающихся клининговым бизнесом, проведены вчера в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Тамбовской и Челябинской областях и Красноярском крае. ФНС продолжает кампанию по «обелению» этого бизнеса, легальная часть которого с 2017 года сформировала частную саморегулируемую организацию. Происходящее может затронуть крупных сетевых потребителей этих услуг: ФСБ и ФНС интересуют в том числе тендерная документация и знание заказчиками механизмов «оптимизации» партнерами-клинерами уплаты НДС и соцсборов.

По информации «Ъ», подтвержденной в Федеральной налоговой службе (ФНС), 31 октября управление «К» четвертой службы Федеральной службы безопасности проводит в шести регионах оперативные мероприятия с изъятием документов в офисах около 20 юрлиц, работающих в клининговом бизнесе. Список проверяемых ФСБ с участием ФНС структур полностью не раскрывается, известно, что они затронули в том числе московский офис одной из крупных структур на этом рынке — F5 Service, российского партнера немецкой группы F5, одной из старейших структур на этом рынке.

Крупнейшими клиентами F5 в Москве является большая часть сетей четырех- и пятизвездочных отелей (в том числе сети Marriott, Kempinsky, Hyatt, Renaissance, Radisson) и ритейловые сети («Магнит», «Дикси», «Азбука вкуса», «Мираторг»). Центральный офис F5 в Москве на Павелецкой вчера не принимал звонки. Итоги операции ФСБ не комментирует.

В ФНС «Ъ» пояснили, что предметом интереса службы в операции являются в том числе взаимоотношения клинеров с «площадками», обеспечивающими незаконные вычеты по НДС.

Кроме того, службу интересуют доказательства, «возможно свидетельствующие об осознанном участии заказчиков клининговых компаний в схемах уклонения от налогообложения».

«Обеление» этого рынка ФНС начала в ноябре 2017 года, когда продемонстрировала его участникам аналитику сектора. На 2016 год выручка рынка в РФ оценивалась ФНС в более 360 млрд руб. с более 7,5 тыс. игроков, при этом доля вычетов по НДС составляла тогда 85% при экспертных оценках нормы вычетов для работающей «вбелую» компании в 35%.

Кроме того, на рынке распространены аутстаффинговые схемы, позволяющие резко снижать уплату соцсборов.

Потери бюджета по НДС ФНС оценивала в 30 млрд руб. в год.

Существенная часть рынка, объединенная СРО «Ассоциация клининговых и фасилити операторов» (АКФО), к 2019 году дала согласие на раскрытие информации о своем бизнесе в открытом реестре добросовестных операторов.

Тем не менее, по словам Юрия Рябичева, председателя правления АКФО, «рынок клининга и техэксплуатации — это рынок заказчиков, которые фактически определяют стоимость услуги». По его словам, стандарты СРО не позволяют сейчас участвовать в тендерах крупнейших заказчиков, среди которых РЖД, ВТБ, Сбербанк, «Магнит», «Ашан», «Дикси», — «даже стартовая цена в них не позволяет включить в стоимость услуги налоги». По данным «Ъ», ФНС и ФСБ 31 октября интересовали в том числе тендерные документы.

По словам Константина Кузнецова, управляющего партнера ООО «Мегаполис-Сервис» (клининг, комплексная эксплуатация недвижимости, входит в АКФО), «значительная часть рынка существует в реалиях прошлого, решающим фактором для многих заказчиков, в том числе государственных, является стоимость».

Фактически, по его словам, речь идет о конкуренции за счет ухода от налогов.

Сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян пояснил, что в случае с клинингом реализуется уже известный и поддерживаемый бизнес-объединениями механизм «обеления» — компании объединяются в ассоциации, вырабатываются параметры минимальной налоговой нагрузки, подписывается этическая хартия, далее меняется схема работы отрасли.

Но в случае с клининговым бизнесом ФНС была вынуждена обращать внимание не только на «неприсоединившихся» игроков, но и на их заказчиков, определяющих правила игры. При этом, по словам Александра Багина из ВШЭ, в 2018 году исследовавшего профильный рынок в РФ, есть проблемы с госрегулированием в этой сфере: госзаказчики при формировании начальной максимальной цены контракта на клининговые услуги по указанию Минэкономики используют запрос рыночных цен как приоритет, а более рациональный для этих услуг затратный метод — лишь как дополнение.

«Парадокс в том, что государство пытается купить услугу по заниженной стоимости, подрядчики в погоне за контрактом не включают в цену налоги, а потом государство с трудом пытается эти налоги собрать», — полагает эксперт.

Дмитрий Бутрин

Клининговые компании: почему сервисы уборки становятся все популярнее
Во время загрузки произошла ошибка.
15 мая 2017© Ньюстюб
Подпишитесь на нас
Подпишись на Новости Mail.ru