Роман Сидоренко отметил, что вопрос защиты детей от сексуального насилия и эксплуатации по-прежнему актуален.
«В республике за последние 5 лет более 3,5 тыс. детей стали жертвами таких преступлений. В 2022 году — 922 ребенка, в том числе 409 (44%) несовершеннолетних до 14 лет. Увеличилось количество потерпевших несовершеннолетних от изнасилований на 33% (с 33 до 44), развратных действий — в три раза (с 91 до 328), изготовления и распространения порнографических материалов с изображением несовершеннолетних — в 6 раз (с 11 до 70)», — сказал он.
По его словам, для выявления факторов насилия в отношении детей и подростков в государстве создана четкая система работы субъектов профилактики.
«Это комиссия по делам несовершеннолетних, органы опеки, управления образованием, учреждения образования и здравоохранение, правоохранительные органы и так далее. Благодаря им работа по выявлению проводится ежедневно. Но преступления данной категории латентны: психическое и психологическое состояние детей и подростков не позволяет своевременно выявить факты насилия и предостерегать их», — отметил Роман Сидоренко.
Он поделился, что благодаря работе правоохранительных органов вырос показатель по выявлению лиц, которые совершили преступления в отношении детей и подростков. За 7 месяцев текущего года правоохранительными органами (в сравнении с аналогичным периодом 2022 года) на 56% (с 544 до 849) больше выявлено потерпевших детей.
«В текущем году выявляются преступления за прошедший период. В 2022—2023 годах выявляются преступления, которые были совершен в 2013—2014 годах и так далее. Дети взрослеют и осознают, что с ними были совершены противоправные действия, и обращаются в правоохранительные органы. А уголовная ответственность преступников неизбежна даже спустя такое продолжительное время», — сказал старший прокурор отдела по надзору исполнения законодательства о несовершеннолетних и молодежи Генпрокуратуры.
По данным анализа Генеральной прокуратуры в каждом третьем случае преступник ранее не был знаком с жертвой. Когда более чем в половине случаев жертва и насильник были каким-то образом знакомы.
Роман Сидоренко также поделился, что официальная статистика в полной мере не может отражает фактическую ситуацию.
«Дети, которые сталкиваются с сексуальным насилием, в силу возраста и психического состояния не всегда способны понять суть сексуальной направленности криминальных действий. Они редко обращаются за помощью, а в ряде случаев воспитываются в условиях семейного неблагополучия. В следствии чего особую роль приобретает деятельность государственных органов и учреждений по профилактике и защите несовершеннолетних», — отметил он.