Водители спорят, ссорятся, пускают в ход кулаки и биты или осваивают соседние детские площадки. Есть ли выход? Выяснял nn.aif.ru.
Парковка на траве, траве у дома.
Не первый год идут настоящие парковочные войны среди многоэтажек в ЖК «Анкудиновский парк» на границе Нижнего Новгорода и соседнего Кстовского района. Жилой массив огромен — типичный «человейник» на сотни тысяч квартир. Парковочных мест там критически не хватает, жалуются жильцы.
«Особо умные» водители паркуются прямо на траве у дома или бросают огромные внедорожники на тротуарах. На фото дворов с высоты отчётливо видно, как автовладельцы ставят машины в несколько рядов, «запирая» другие автомобили. Неясно, как тем, кто встал на парковку первым, с утра выбираться из-за такого забора. «Это наша местная игра в тетрис», — комментируют фото соседи в социальных сетях.
Некоторые автолюбители выражают отношение к проблеме при помощи… товаров из интим-магазинов, прикрепляя их на свои машины в знак протеста или подкидывая резиновые изделия на капоты недругов, занявших «их» козырное место.
В начале октября парковочные войны в ЖК едва не закончились трагически. В Сети завирусилось видео из ЖК: два водителя иномарок сошлись в рукопашную в борьбе за парковочное место. После недолгого разговора на повышенных тонах один мужчина лезет в багажник и достаёт оттуда то ли большую биту, то ли длинный железный прут, подбегает к другому водителю и начинает наотмашь его бить. Дерущихся мужчин разнимает женщина, ей чудом не достаётся.
По факту драки полиция ведёт проверку, хотя сами участники инцидента туда не обращались.
И кто знает, не достанет ли водитель биту снова и снова, чтобы доказать свою правоту на парковке?
Правые и неправые.
У Алексея Т. конфликт из-за парковки произошёл в центре Рязани, у популярного магазина стройматериалов. Водитель какой-то «Нивы» занял странное положение на парковке, встав не параллельно с машинами, а чуть выдвинувшись в сторону. Так он перекрыл часть пешеходного перехода и проезд другим машинам.
«Мы с другом загрузили материалы в машину, а проехать не можем, — излагает свою версию Алексей. — Вежливо попросили чуть подвинуть авто. Это было совсем не сложно, но водитель “Нивы” почему-то игнорировал наши просьбы. За нами уже выстроилась вереница автомобилей, нервы у меня сдали, я подошёл к его машине, и тогда он вынул… пистолет. Я подумал: ну, пусть стреляет, попытался вытащить его из машины…».
Сейчас рязанец понимает, что делать этого не стоило, но в тот момент хладнокровно рассуждать уже не получалось. Алексей даже плохо помнит, как всё закончилось, но драки не было, разгоревшуюся ссору удалось погасить. А спустя некоторое время «борцу за соблюдение правил парковки» позвонили из полиции и пригласили прийти…
Потом был суд, он оштрафовал Алексея на 5000 ₽ за административное правонарушение. «До сих пор не могу понять — почему в итоге отвечал только я? — удивляется наказанный. — Понимаю, что силу применять было нельзя, но ведь второй водитель тоже был неправ. Почему суд не учёл, что он угрожал мне пистолетом? Значит, можно оставлять машину так, создавая неудобства всем вокруг?».
Отстоять песочницу.
Марина Смолина живёт в новом микрорайоне Владимира в многоэтажке. Недавно женщина получила права и купила машину. Но выезжает на своей «ласточке» нечасто. И если выезжает, то возвращается домой до 17 часов, чтобы успеть занять место на ещё полупустой парковке.
Несколько «квадратов» подземного паркинга в её доме стоят как треть «однушки». Поэтому опоздавшие на бесплатные места ставят свои авто в нескольких кварталах от дома. Если повезёт…
В центре Владимира ситуация не лучше. На весь город отвели всего 1000 платных парковочных мест, многие из них занимает туристический транспорт.
Особенно остра проблема парковки у школ и больниц. Зачастую там невозможно оставить машину, чтобы высадить ребёнка или пойти на приём к врачу.
Местные власти предложили задействовать участки возле больниц, чтобы посетители могли там оставить свои автомобили. Планируется, что территорию парковок будет обслуживать город. Но воплотят эту идею в жизнь не раньше 2024 года. Главное — чтобы люди не превратили такие парковки в стоянки на ночь.
А жительнице Ярославля Галине Ефимовой пришлось бороться с соседями-автовладельцами за детскую площадку у дома. «Мы специально для детей выложили территорию плиткой, облагородили газон. Но соседи решили “прихватить” его под свою машину — начали ставить её там постоянно. С тех пор и берёзки стали расти хуже, и трава исчезла, и кругом только грязь», — сокрушалась Галина.
Машина есть почти у каждой семьи в пятиэтажном доме, а двор на такой автопарк не рассчитан. Поэтому неогороженная детская площадка и стала незаконной парковкой.
Достучаться до нарушителей у соседей не получалось. Тогда они вкопали вокруг детской площадки маленький заборчик. В ответ соседи решили «отжать» одно из парковочных мест во дворе и застолбить его за собой. Способ выбрали классический — оставлять на месте стоянки старую покрышку.
Тогда другие автолюбители пригрозили наглецам судом за незаконный захват территории. Подействовало — теперь хамоватые соседи ретировались и паркуют машину в другом дворе. Возможно, тоже на детской площадке?
«Так ли вам нужна машина?».
Водитель с 27-летним стажем Александр Страхов из Нижнего Новгорода с трудом каждый день паркует около дома свою «ГАЗель». Дошло до того, что к нему приходил участковый — мол, жильцов соседней девятиэтажки не устраивает, что у них под окнами машина слишком громко заводится по утрам. Сейчас грузовичок приходится оставлять на обочине дороги довольно далеко от дома — парковочных мест в многоэтажном жилом массиве нет. В доме 1988 года постройки около 500 квартир, а во дворе от силы 40 парковочных мест. Машин же год от года больше.
Именно поэтому Александр не покупает легковой автомобиль. «Я считаю, что в наши дни надо задуматься: так ли тебе нужна машина? Почему в одной семье их, например, должно быть чуть ли не три? — рассуждает Александр. — Хотите такой автопарк — переезжайте в частный дом».
По мнению Александра, решить проблему можно, сдавая муниципальную землю в аренду частным лицам, желающим обустроить там платную парковку. «Многие будут готовы отдать 100−150 ₽, чтобы с комфортом поставить машину на ночь», — уверен водитель.
Заплатить или мучиться?
Автомобильный эксперт Александр Дейч (Нижний Новгород):
«Парковочные войны были и будут всегда, пока при застройке жилых кварталов не будет заложено достаточно мест для парковок. Сейчас застройщик не заинтересован что-либо предлагать людям бесплатно или на льготных условиях. Никто заморачиваться на этот счёт не хочет — земля дорогая, на ней вместо паркинга можно ещё одну “свечку” жилую воткнуть.
Однако во многих странах мира есть жёсткая «связка»: покупаешь автомобиль — у тебя должно быть документально оформленное парковочное место для него, иначе авто на учёт не поставят. Есть и другая мировая практика: при покупке квартиры ты автоматом приобретаешь и парковочное место. Его стоимость уже «зашита» в цену жилья.
Чтобы конфликтов на парковках стало меньше, надо увеличивать площади для стоянки автомобилей. На мой взгляд, такая возможность есть. Речь о том, чтобы ещё на стадии строительства домов застройщик согласовал с властями план по транспорту, условно: одна квартира — одно машино-место. Сейчас эти расчёты очень и очень приблизительны.
Что касается старой застройки, где люди тоже бьются за парковку, выход может быть таким. Если рядом с домом есть пустырь, почему бы не построить там многоуровневый паркинг? Да, место в нём будет платным, но, думаю, люди предпочтут заплатить разумную сумму, чем мучиться каждый день вопросом, куда на ночь машину пристроить. Было бы желание найти выход из ситуации…".