СИМФЕРОПОЛЬ, 11 фев — РИА Новости Крым. Сильнейший шторм в ноябре прошлого года принес Крыму не только колоссальные разрушения, но и приятные сюрпризы. В Голубой бухте Севастополя недалеко от берега, на глубине до восьми метров, обнаружили ранее неизвестный корабль, который «откопала» стихия. Его нашла фридайвер, рекордсменка России и мира по высокогорному погружению при задержке дыхания Анна Севастьянова. По поводу происхождения этого судна высказывают разные версии, подробнее — в материале РИА Новости Крым.
История одного погружения
Севастопольская «русалка» Анна Севастьянова ныряет на глубину без акваланга, задерживая дыхание. Это дает ей свободу — без громоздкого оборудования она может пройти там, где не развернуться обычному дайверу. После ноябрьского шторма девушка решила поинтересоваться, какие изменения произошли на морском дне. Как только «вода позволила», она опустилась на дно в хорошо известном, исхоженном дайверами вдоль и поперек месте — недалеко от берега в районе 35-й береговой батареи.
«Сначала я увидела большой якорь, который врос в камень, а уже на обратном пути обнаружила для себя новый объект. Мне показалось, что это просто большой камень, я даже не подозревала, что это может быть творение рук человеческих. Но когда я нырнула еще раз, то поняла, что это все-таки какое-то судно или часть судна», — рассказывает Анна.
Девушка сняла обнаруженный объект на видео, показала друзьям и выложила ролик в соцсетях. И началось! «Это была сенсация», — сказал РИА Новости Крым старший научный сотрудник группы подводной археологии Института истории и материальной культуры РАН Виктор Вахонеев.
«Были показаны кадры, на которых хорошо просматривается корпус, как казалось, достаточно свежего, недавно утонувшего судна. Почему мы так решили — потому что борта буквально отполированы, некоторые латунные и медные изделия так блестят, как будто совсем недавно затонули», — говорит археолог.
При более внимательном рассмотрении ученый пришел к заключению, что корабль все-таки затонул давно, просто сильный шторм так отполировал его, «как будто пескоструем поработал». Обычно подводным археологам приходится работать с артефактами, которые сильно повреждены коррозией и обросли водорослями.
Версия 1. Корабль времен Великой Отечественной войны
Судя по конструктивным особенностям, судно было произведено не позже первой половины ХХ века, уверяет Виктор Вахонеев. По одной из версий, оно затонуло во время Великой Отечественной войны, поскольку лежит у самого причала 35-й береговой батареи. Известно, что именно отсюда морской транспорт под яростными обстрелами фашистов подходил к берегу, чтобы эвакуировать последних защитников Севастополя. И не один борт героически пошел ко дну именно здесь.
Автор находки Анна Селиванова несколько раз спускалась под воду и проводила съемки корабля, после чего выставляла видео в дайверских чатах для всеобщего обсуждения.
«Были такие версии, что это военное судно, потому что на нем очень толстая броня. Поэтому меня знающие люди просили — а сними расстояние между ребрами жесткости судна, толщину броневой поверхности, поищи там какие-то опознавательные знаки. Я пыталась все это снять, и в основном все придерживались версии, что это судно затонуло в годы Великой Отечественной войны», — продолжает Селиванова.
Версия 2. Судно, взорванное киношниками во время съемок
В 1974 году в Севастополе снимали фильм «Юнга Северного флота», основанный на реальных событиях Великой Отечественной войны. По сюжету, капитан корабля, последним покидая тонущее судно, поджег бикфордов шнур и взорвал его, чтобы оно не досталось врагу. В кино вместо этого взорвали настоящий корабль — болгарский сухогруз «Борис». Старенькое судно, произведенное в конце XIX века, было отправлено в Советский Союз на ремонт и списано еще до начала войны. А в семидесятых старичка примарафетили и увековечили, красиво взорвав его в кадре.
Обломки «Бориса» сильно разметало по морскому дну на глубине около двадцати метров, и они до сих пор притягивают к себе любителей дайвинга.
«Мы с членами Ассоциации подводной деятельности Крыма и Севастополя сейчас пришли к выводу, что это часть корабля “Борис”. Его корпус лежит не сильно далеко, примерно в сотне метров. Первоначально настораживал тот момент, что эта часть настолько велика, что просто в голове не укладывается, как шторм мог ее передвинуть. Она весит, наверное, больше сотни тонн», — рассказывает Анна.
Однако тренер Анны Вячеслав Кулешов нашел подтверждение этого предположения. Он обнаружил, что у лежащего на старом месте «Бориса» отсутствует корма.
«А на поверхности дна, которое сильно изменилось благодаря вот этому мега-шторму, были найдены на камнях следы волочения, — продолжает спортсменка. — Под водой камни зарастают водорослями и обычно как бы в “шубе” находятся, а на местах обломов они белые. И вот Вячеслав проследовал по следам волочения и пришел через несколько сотен метров к той части корабля, которую обнаружила я».
Версия 3. Неизвестная затонувшая яхта
Конечно, трудно поверить, что шторм мог перенести обломок весом более сотни тонн на такое расстояние — возможно, он действительно его «раскопал». Более точно на этот вопрос сможет ответить наука после экспедиции, которую планируется организовать летом, рассказал подводный археолог Виктор Вахонеев.
«Я склоняюсь к тому, что это судно примерно 80-х — 90-х годов. В эти годы не всегда фиксировались такие случаи. Иногда бывало, что в яхт-клубе затонула какая-нибудь яхточка небольшая, хозяин просто забывал про нее и все. Такие случаи не отображаются в документах», — пояснил он.
Поскольку выход в море для гражданских судов сейчас запрещен, исследовать находку с помощью специального оборудования пока не удастся. Археологи надеются на помощь севастопольских ныряльщиков, которые уже откликнулись на призыв.