Нападение на школу в Иркутской области 23 сентября сразу заставило задуматься, что что-то в этом ЧП не так. Маленький тихий посёлок Балаганск, где всего населения немногим больше трёх тысяч. Школа на 400 учеников, одна из двух в этом райцентре в 200 километрах от Иркутска райцентре. И вдруг школьник нападает на одноклассников с молотками, которые приносит в рюкзаке. Как сейчас говорят всё более уверенно, у этого случая могли быть свои сценаристы.
А кто режиссёр?
За неделю до событий в Иркутской области похожая до мелочей история произошла в Челябинске. Утром 16 сентября 13-летний ученик влетел на урок, размахивая молотком и ножом. Остановить его не получилось, «под руку» подростка попали две девочки, мальчик и учительница. Пострадавшие попали в больницу, им сделали операции.
В посёлке Балаганск, спустя ровно неделю — та же история, как под копирку. Мальчишка 13 лет принёс на занятия несколько молотков и нож. Набросился на одноклассников на перемене, размахивая вокруг себя этими орудиями. Пострадавших оказалось трое. лечение им не потребовалось. Но могло быть и больше — если бы 24-летний физрук Александр Бакуров не успел грамотно среагировать и буквально скрутить нападавшего, который планировал после расправы нанести раны и самому себе.
«Я увидел на улице пострадавшего ребёнка, которому оказывал помощь коллега и спросил, что случилось. Узнав о происшествии в раздевалке, я побежал туда и увидел школьника, который хотел нанести себе увечья и предотвратил это», — рассказал Александр Бакуров.
Очень похоже на челябинский случай? Очень.
«По моей информации (пока предварительной), инструкции о совершении нападения подросток получал от неизвестного в социальных сетях. В ходе задержания он якобы заявил о том, что хотел некой славы, потому и решился на преступление», — сразу сообщила в соцсетях о «постороннем» в этом деле член Общественной палаты России Екатерина Мизулина.
Уже было известно, что у ребёнка действительно изъяли ноутбук, где шла какая-то переписка.
Сразу этому не хотелось верить — всё-таки подобные подростковые течения характерны больше для крупных городов, а тут маленький Балаганск. Однако…
Мальчишку «обработали»?
«Тот подросток тоже стал жертвой преступников, которые его обрабатывали, — рассказала на общешкольном родительском собрании Иркутской области уполномоченный по правам ребёнка Татьяна Афанасьева. — Есть очень серьёзные основания полагать, что он стал жертвой тех, кто вовлекли его в это дело, настроили и подвергли воздействию. Мы неодоцениваем то обстоятельство, что дети длительное время проводят в Интернете, и даже не интересуемся — какие страницы они открывают и как это делают. А ведь они не столько играют в игры или смотрят видео, сколько ведут переписку, к которой мы не имеем доступа».
Во время этой переписки, по всей вероятности, мальчишке и «обработали мозги», дав инструкции. В Балаганске сейчас работают психологи из Иркутска и из Москвы, задача которых разобраться с тем, как действует эта схема, переговорить с учениками и их родителями.
«Анализируя подобные ЧП в других регионах, мы пытались примерить ситуацию на себя, — говорит и министр образования Иркутской области Максим Парфёнов. — Но, как правило, отгоняли дурные мысли. Так можно делать, но только если мы понимаем, что создали безопасные условия, налажен тесный контакт с жителями и хорошо знаем детей».
Однако, если в этом можно сомневаться в большом городе, то в маленьком райцентре, где почти все друг с другом знакомы, никто и подумать не мог об опасности.
«ЧП произошло в поселке, где всего две школы, где учителя в самом деле хорошо знают каждого, семьи и детей, — продолжил Максим Парфёнов. — В сельской местности, где люди ведут размеренную и спокойную жизнь».
А это значит, и в тихом посёлке всякое может случиться.
«Очень похоже, что именно сторонние силы они связаны с этой историей в балаганской школе, — считает министр. — А это значит, что никто ни от чего не застрахован, и только усилия и школы, и родителей могут дать результат. Мамы с папами должны интересоваться, чем живут дети, видеть их настроение, взгляд (горит — не горит), как они одеты, какая прическа. И если есть проблемы — сообщать о них».
По счастью, история в Балаганске обошлась без жертв, хотя всё её участники пережили сильный стресс. Сам мальчик сейчас отправлен на лечение в город Иркутск.