Яна родилась 31 августа 2001 года в Акжаикском районе Западно-Казахской области, в поселке Чапаево. Она закончила местную школу с красным аттестатом и получила грант в Атырауский УНиГ, где училась по специальности «нефтегазовое дело». Как только стало известно о получении гранта, их маленькая семья, состоящая только из матери и её единственной дочери, переехала в Атырау.
После получения диплома Яна сразу же выразила желание продолжить обучение и поступила в магистратуру. Этим летом она получила степень магистра. Во время обучения девушка работала в Атырауском Казахском научно-исследовательском геологоразведочном нефтяном институте в должности разработчика.
«У неё было много проектов, которые были защищены в Астане. В планах было защитить докторскую диссертацию. В августе она слетала в Астану и успешно сдала тест на знание казахского языка, а в сентябре сдала английский. Это было нужно для аспирантуры. Дочь планировала продолжить обучение со второго полугодия».
По словам мамы, Яна была очень целеустремленной девушкой. А в КазНигри она была ценным сотрудником не только по части своих профессиональных навыков. Коллеги отзываются о ней как о доброй, отзывчивой девушке, которая всегда готова была помочь и словом и делом.
В день трагедии мама Яны находилась в Актау в командировке.
«В 22:03 18 октября мы переписывались с дочерью, она планировала поужинать, лечь спать. Впереди были выходные, и она хотела хорошо выспаться. На следующий день я все еще находилась в другом городе и утром позвонила дочери по видеосвязи. Телефон был недоступен. Это было необычно, так как Яна всегда заряжала телефон, и я могла позвонить ей в любое время, и она всегда отвечала. Я предположила, что она все еще спит, а зарядка на телефоне села. В течение дня она также не выходила на связь. К вечеру я попросила сестру сходить к нам домой. Она сказала, что во всех комнатах горел свет, а самой Яны не было дома. Верхняя одежда дочери висела в коридоре. Зарядка, наушники тоже были дома — она без этих вещей не уходила никогда. Полагаю, что общение с предполагаемым убийцей происходило в машине, поэтому она не надела куртку. 20 октября я вылетела в Атырау и сразу же пошла в полицию с заявлением о пропаже».
Она уточнила, что официально родным не назвали имя этого человека, но мать девушки предполагает, кто это.
«У неё не было парня никогда, она ни с кем не встречалась, так как всегда говорила, что в первую очередь — учеба и карьера, а потом уже и отношения. Но к этому человеку в последнее время она выходила после его звонка», — вспоминает женщина.
Яна вела дневник, который после её пропажи помог хоть как-то восстановить личность человека, который, предположительно, мог стать ее убийцей. В дневнике были описаны некоторые моменты, связанные с человеком, помеченным Яной литерой Р.
«У нее в дневнике было написано, что они ежедневно переписываются. Как я поняла, Р. приезжал, она выходила к нему, они сидели в машине, после она всегда возвращалась домой. У ее друзей я взяла номер этого человека и позвонила ему с вопросом, видел ли он мою дочь. Он ответил, что не видел ее больше недели и что разговаривал с ней давно и то по работе. Во время разговора он заикался. После я спросила у друзей Яны, заикается ли он, и они ответили, что у него нет речевых дефектов. До сих пор я не знаю имя убийцы моей дочери, полицейские сказали, что это тайна следствия. Дневник Яны тоже сейчас находится у полицейских».
Как стало известно утром 23 октября, подозреваемые —двое мужчин в возрасте 24 и 25 лет были задержаны и дали признательные показания. В департаменте полиции сообщили, что девушка убита, а её тело было сброшено в Урал.
«По факту исчезновения горожанки возбуждено уголовное дело по статьям “Похищение человека” и “Убийство”. “Другие детали дела не разглашаются в интересах следствия”.
25 октября Галина Легкодимова обратилась в социальных сетях к акимату Атырауской области с мольбой увеличить количество техники и людей в поисках Яны.
«Мое материнское сердце разрывается от боли утраты. Я даже не могу похоронить своего ребенка, потому что тело ее не найдено. Я прошу вашей помощи, найдите мне мою дочь, чтобы у нее хотя бы была могила, на которую я могла бы приходить…».
После обращения матери, со слов пресс-службы областного акимата, ДП и ДЧС было поручено усилить розыскные мероприятия, увеличить количество групп, участвующих в поисках. Помимо этого, руководство эти двух учреждений пообещало встретиться с мамой Яны и держать в курсе всех этапов розыскных мероприятий.