Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Что известно о человеке, купившем самую дорогую картину в миреПокупателем самой дорогой картины Леонардо Да Винчи "Спаситель мира" стал саудовский принц Бадер бин Абдулла бин Мухаммед бин Фархан Аль Сауд.
1 сентября 2011, источник: РИА Новости, (новости источника)

Соратник Королева не видит катастрофы для отрасли в аварии «Прогресса»

МОСКВА, 1 сен — РИА Новости. Легендарный советский и российский ученый-конструктор, один из ближайших соратников Сергея Королева, академик РАН, доктор технических наук Борис Черток считает, что в аварии грузового корабля «Прогресс М-12М» ничего катастрофического для космической отрасли РФ нет, как с точки зрения статистики, так и с точки зрения надежности.

Ракета-носитель «Союз» с грузовым кораблем «Прогресс», стартовавшая с Байконура 24 августа, из-за аварии в топливной системе не вывела аппарат на орбиту, обломки упали на Алтае. За несколько дней до этого ЧП, 18 августа, ракета «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» не смогла вывести на расчетную орбиту космический аппарат «Экспресс АМ-4» из-за сбоя в системе управления «Бризом».

В декабре 2010 года были потеряны три спутника «Глонасс-М», поскольку в разгонный блок из-за ошибки в технической документации залили лишнее топливо. В феврале 2011 года был потерян геодезический космический аппарат военного назначения «Гео-ИК-2». Эти аварии вызвали дискуссии о ситуации в ракетно-космической отрасли России.

«Я бы сказал, по сравнению с тем, что было раньше в нашей космической отрасли, такие нештатные ситуации, отказы очень редки. Поэтому мне представляется, что наша космическая отрасль, в части особенно пилотируемых программ, добилась довольно хороших результатов, и мы имеем достаточно надежные космические корабли. Я имею в виду “Союз” и “Прогресс”. И если мы имеем один отказ третьей ступени на этой ракете-носителе (“Союз-У”), которая несла корабль “Прогресс”, то, мне представляется, с точки зрения статистики и надежности ничего катастрофического нет», — сказал Черток в четверг в ходе онлайн-конференции на сайте РИА Новости.

По его словам, в советское время аварий и катастроф в космической отрасли было в десять раз больше.

«Я сам участник “организации” таких катастроф. И на моей совести, скажу в порядке самокритики, несколько очень сложных и тяжелых (катастроф), правда, без всяких человеческих жертв…. чтобы получить, обеспечить впервые в мире мягкую посадку на поверхность Луны и посмотреть, что собой представляет лунный грунт, мы потратили восемь ракет-носителей и космических аппаратов. Потому что до этого имели непрерывные отказы», — вспоминает Черток.

«И эти отказы рассматривались на уровне правительства. Там, в частности, на заседании военно-промышленной комиссии меня как технического руководителя собирались даже снять с работы и наказать строго. За меня заступился Сергей Павлович Королев и сказал: “Не надо сейчас никого наказывать, идет процесс познания, идет процесс освоения космического пространства. Я вам обещаю, что следующая посадка даст нам панораму лунной поверхности”. И действительно, следующий пуск оказался благополучным, и эта панорама (Луны) ныне украшает мой кабинет», — рассказал ученый-конструктор.

Читайте полную версию онлайн-конференции>>