Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
17 декабря 2012, источник: Деловая газета ВЗГЛЯД

В России хотят ввести понятие «злостный нарушитель ПДД»

«Злостный нарушитель ПДД» – такую категорию водителей предложено ввести в России. И наказывать их нужно, по словам главы ГИБДД Виктора Нилова, не простыми штрафами, а кратными. Помимо этого, главный автоинспектор считает нужным повысить штрафы за неиспользование детских автокресел. С реализацией данных ужесточений могут возникнуть сложности, полагают эксперты.

«Некоторые считают, что правила можно игнорировать. Наверное, для этой категории нужно вводить кратность. Мы это поддерживаем, понимая, что простым ужесточением штрафа по отношению ко всем нарушителям результата не достичь. Должна быть избирательность для тех, кто злостно нарушает правила», – слова Нилова приводит РИА «Новости».

Нилов отметил также, что пока в российских законах нет такой категории, как «злостный нарушитель ПДД». Однако в обществе, по его словам, уже есть понимание, что нужно выделить ряд нарушений, требующих особого наказания. В первую очередь, речь идет, конечно, о вождении в пьяном виде. Кроме того, в этот список может попасть и несоблюдение скоростного режима.

Величина группы, к которой могут быть применены особые кратные штрафы, по данным исследований, которые были приведены в ходе круглого стола, относительно небольшая, злостными нарушителями являются всего 15–17 % водителей от числа всех участников движения.

Это люди, которые изначально не собираются соблюдать правила дорожного движения и, соответственно, игнорируют закон, пояснил Нилов.

«Нужна четкая разъяснительная работа, жесткое законодательство и неотвратимость наказания. Три эти составляющие послужат залогом уменьшения желающих грубо нарушать ПДД», – полагает он.

Нилов также считает, что должны быть увеличены штрафы за отсутствие и неиспользование детских автокресел.

«Чего сегодня действительно хотелось бы, так это увеличения санкций, связанных с неприменением детских удерживающих устройств для автомобиля», – сказал Нилов, слова которого приводит "Интерфакс".

Речь идет о предложении увеличить штрафы за неиспользование автокресел до 5 тыс. рублей, чтобы привести их в соответствие со средней ценой этого устройства.

А заместитель гендиректора ВЦИОМ Константин Абрамов сообщил, что центр совместно с общественной организацией «Движение без опасности» провел среди взрослого населения страны исследование, посвященное безопасности на транспорте детей. И выяснилось, что значительная часть россиян по-прежнему не используют автокресла.

«Всего лишь треть наших граждан используют автомобильные кресла», – сказал Абрамов.

Значительная часть опрошенных заявляли, что детские удерживающие устройства слишком дорогие, при этом 41% родителей заявили, что приобретали их в ценовом диапазоне от 3 до 5 тыс. рублей.

Кратность – не для России

Прокомментировать предложение Виктора Нилова о введении более серьезного кратного наказания для нарушителей ПДД со стажем газета ВЗГЛЯД попросила члена координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» и заместителя председателя Общественного совета при ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Александра Холодова.

«На мой взгляд, многие идеи, которые работают в других странах, в нашей стране работать не будут по причине коррупции. В данной ситуации создается лишний аргумент автоинспектору для того, чтобы он намекнул водителю о взятке. Мол, лучше взятка, чем реальный штраф, а потом и кратный штраф, больший в несколько раз», – отметил эксперт.

Говоря о «злостных нарушителях», Холодов предположил, что такое понятие может быть применено лишь к водителям, которые систематически находятся в нетрезвом состоянии, у которых случаются рецидивы и пр. Также рассуждать о каких-то кратных штрафах, по его словам, можно применительно лишь к тем нарушениям, которые фиксируются автоматическими радарами. А там, где есть человеческий фактор, что баллы, что кратная система дадут скорее обратный эффект, чем пользу, считает он.

Да и в случаях фиксирования автоматикой также есть сложности: «Вопрос в том, кто нарушитель. Потому что там в обязательном порядке не выявляется лицо, которое за рулем. Там просто владелец машины несет ответственность. А в последнее время, например, есть такой способ, как регистрация машины на несовершеннолетних», – рассказал Холодов.

К другим случаям «наша система ГИБДД» тем более не готова, считает эксперт: «Та же “встречка”. Сейчас, наоборот, есть законопроект о смягчении наказания за нее. Чтобы в первый раз человек мог заплатить штраф, а не терять права. Делается это не из-за того, что у нас мало нарушают по этой части, а чтобы не стимулировать к взяткам. А то получается обратный эффект. Не дашь взятку – оплатишь официальный штраф и будешь числиться через какое-то время злостным нарушителем…»

По словам Холодова, интересные методы практикуются в Финляндии. «Там не кратная система, там вообще отсутствуют фиксированные штрафы. Штрафы там зависят от зарплаты человека и начисляются таким образом, чтобы для него это было действительно ощутимо. Кто-то в Финляндии может и 200 тыс. евро заплатить за выезд на “встречку” или нарушение скорости… То есть в мировой практике есть разные способы. Но нам сначала нужно разобраться с коррупцией. А когда коррумпированных дорожных полицейских у нас не станет или это будут единичные случаи, которые начнут искоренять каленым железом, тогда мы можем начать обсуждать вопросы о кратных штрафах, пропорциональных зарплате и т. д.» – рассказал эксперт.

Что касается детских кресел, Холодов уверен, что они спасли множество жизней. По его словам, на территории Петербурга и Ленобласти за последние несколько лет погиб лишь один ребенок, пристегнутый к детскому креслу.

«Штраф по детским креслам действительно очень небольшой сейчас. И получается, что непристегнутый взрослый “дороже”, чем ребенок. Здесь речь идет скорее о том, чтобы сделать Административный кодекс более разумным», – подытожил эксперт.

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, вопрос об ужесточении ответственности за нарушения ПДД, в частности за ДТП, совершенные водителями в состоянии алкогольного опьянения, стал громко обсуждаться после сентябрьской трагедии в Москве. 22 сентября на западе столицы водитель Александр Максимов, находившийся в нетрезвом состоянии, сбил насмерть семь человек, стоявших на остановке. В числе жертв – пятеро подростков, воспитанников интерната. Причем известно, что в 2010 году Максимова уже лишали водительских прав за езду в нетрезвом состоянии. А через две недели в анализах водителя специалисты нашли не только алкоголь, но и следы марихуаны.

После этого развернулась старая дискуссия о возвращении минимально допустимого содержания алкоголя в крови водителя (0,2 промилле).

В конце ноября в Госдуме заявили о поддержке предложения премьера Дмитрия Медведева наказывать «очень пьяных» водителей строже. При этом первый зампред думского комитета по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков назвал избыточными прозвучавшие тогда же предложения о введении полумиллионных штрафов в Москве и Петербурге за другие виды нарушений ПДД: проезд на красный свет или езду по встречной полосе.

К ужесточению ответственности на дорогах призывало в ноябре и ГУ МВД по Петербургу. Они предложили отбирать права на три–пять лет за четыре и более нарушения ПДД, сопровождавшихся столкновением автомобилей или повлекших травмы легкой или средней степени тяжести.

Однако местный депутат рассказал газете ВЗГЛЯД, что с юридической точки зрения подобные предложения несостоятельны. Во-первых, Административный кодекс не предусматривает лишения прав на срок более трех лет. А если кто-то и просидит без прав еще дольше, то неизвестно, каким он будет водителем, когда вернется за руль после долгого перерыва. Во-вторых, само понятие «столкновение» нигде не определено. И в-третьих, непонятно, за какой срок считать эти столкновения. На сегодняшний день повторное нарушение считается только в течение года после окончания исполнения предыдущего наказания.

А в декабре петербургские же депутаты предложили увеличить штраф до 3–5 тыс. рублей за выезд на «забитый» перекресток, а при повторном нарушении – лишать за это прав. Правда, по словам председателя Движения автомобилистов России Виктора Похмелкина, и нынешние штрафы в 1 тыс. мало кто платит.