Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
18 декабря 2012, источник: ТАСС, (новости источника)

Саммит Россия-ЕС: старые проблемы в новых условиях

Саммит Россия-ЕС 21 декабря в Брюсселе обещает своим участникам стандартный набор тем и проблем двусторонних отношений, по каждой из которых обозначились новые акценты.

Как ранее сообщил постпред России при ЕС Владимир Чижов, главными из этих тем станут «кризис евро и его влияние на российскую экономику, трудные переговоры по визовым вопросам, разногласия в области энергетики, последствия вхождения РФ в ВТО, угроза регионализации конфликта в Сирии». Кроме того, будут обсуждаться и «наши задачи в контексте начавшегося с 1 декабря председательства России в Группе двадцати, где ЕС тоже участвует». Приоритетами российского председательства являются стимулирование экономического роста и борьба с безработицей, что чрезвычайно актуально и для Европы.

Россия и ЕС, в равной степени заинтересованы в спасении евро и восстановления экономического баланса в Европе. Продолжение кризиса, в частности, ведет к экономическому спаду, в первую очередь в зоне евро, которая в третьем квартале этого года вновь погрузилась в рецессию. Следствием этого стало повышение нестабильности на рынке энергоресурсов, основанное на опасениях снижения спроса на них и падения цен, что может больно ударить по российской экономике.

По словам Владимира Чижова, здоровье европейской валюты «волнует Россию и потому, что активы в евро составляют около 40 проц наших золотовалютных ресурсов».

По визовой тематике пока приходится констатировать, что сроки введения безвизового режима между нами еще не просматриваются.

Переговоры между Россией и Евросоюзом в этой области идут по двум направлениям. Первое — дальнейшая либерализация визового режима, предусматривающая, в частности, расширение списка категорий граждан для посещения стран ЕС по упрощенной процедуре. Очередным шагом здесь может стать предоставление права на краткосрочные безвизовые поездки в ЕС обладателям служебных паспортов.

Вторым направлением являются собственно переговоры о введении безвизового режима. На последнем саммите Россия-ЕС в Брюсселе в декабре 2011 года был утвержден перечень совместных шагов по подготовке к введению безвизового режима. К настоящему моменту стороны уже воплотили их в жизнь, однако следующий этап — начало переговоров о переходе к безвизовому режиму — пока не начался.

«Переговоры об упрощении визового режима — это, по сути, актуализация текста Соглашения 2006 года /об упрощении визового режима и реадмиссии — прим.корр.ИТАР- ТАСС/, — пояснил Чижов. — Там есть ряд моментов, уточняющих положения действующего соглашения и в чем-то его расширяющих».

«Камнем преткновения стал один вопрос: о распространении того безвизового режима, который соглашением 2006 года предоставлен обладателям дипломатических паспортов, также на обладателей служебных паспортов, — отметил российский постпред. — Для того, чтобы это соглашение можно было подписать, необходимо соответствующее решение обеих сторон». По его словам, в случае с Евросоюзом «требуется квалифицированное большинство в Совете ЕС, то есть большинство 27 государств- членов». «У некоторых стран Евросоюза — не буду называть поименно — пока, несмотря на все наши разъяснения, остаются вопросы. Дискуссии идут вокруг категорий лиц, которым выдаются служебные паспорта, категорий самих паспортов, категорий поездок с этими паспортами. Сугубо технические вопросы, но за ними, безусловно, стоят и политические мотивы», — отметил российский постпред.

Он выразил уверенность, что как только вопрос служебных паспортов будет снят, «дорога к подписанию соглашения будет открыта, и это пойдет на пользу тем, кого такое адаптированное соглашение касается непосредственно». «Это отнюдь не только государственные служащие со служебными паспортами. Это и сотрудники неправительственных организаций, и журналисты. Кроме того, будет уточнена процедура оформления многократных виз — вплоть до пятилетних — и расширена практика их выдачи», — пообещал российский постпред.

Что касается возможных сроков введения полноценного безвизового режима для краткосрочных поездок между Россией и ЕС, Владимир Чижов предположил, что «неким естественным рубежом» для этого могла бы стать предстоящая Олимпиада 2014 года в Сочи. «Я всегда был и остаюсь противником того, чтобы ставить какие-то искусственные временные рамки любым переговорным процессам. Но в данном случае речь идет о естественном рубеже. Надежда сохраняется, но гарантий, разумеется, никто не дает», — заявил он.

Что касается энергодиалога и разногласий между ЕС и Россией по «третьему энергопакету», то здесь принципиально новым элементом стало начатое этой осенью антимонопольное расследование Еврокомиссии /ЕК/ в отношении «Газпрома», связанное в частности с применением положений «третьего энергопакета» к контрактам с рядом государств Восточной Европы.

Впрочем, Владимир Чижов не исключает, что «Газпром» «вполне может выиграть это дело».

«Это расследование вполне может завершиться в пользу “Газпрома”. Такие прецеденты уже были, в том числе и в российской практике, — сказал российский постпред. — Хотелось бы, чтобы это дело излишне не политизировалось и не обрастало лишними эмоциями с обеих сторон». По его словам, даже если ЕК не откажется от своих претензий к российской компании, дело «может быть урегулировано досудебным мировым соглашением, или, в крайнем случае, “Газпром” может обратиться в суд, где победа Еврокомиссии тоже далеко не предопределена».

Комментируя ранее ИТАР-ТАСС ход этого расследования, Чижов отметил, что считает его «следствием политики отдельных стран ЕС», которые пытаются «национализировать трубопроводы».

«Это решение в большой степени связано с политикой отдельных стран-членов Евросоюза. Тем более, что уже есть публичное заявление признательного характера со стороны правительства Литвы», — отметил он, имея в виду заявление Вильнюса, который приветствовал начало расследования против «Газпрома». По оценке литовского премьера, «это важное решение ЕК может в значительной степени изменить ситуацию на европейском рынке газа и поведение “Газпрома” как в нашем регионе /Прибалтике/, так и во всей Восточной Европе». Литва еще в январе 2011 года подала жалобу в ЕК на «злоупотребление “Газпромом” доминирующим положением на рынке». ЕК не скрывает, что этот документ стал одним из формальных поводов для начала расследования.

«Да, “Газпром” обеспечивает 100 проц поставок газа в Литву. Но кто виноват в его доминировании на этом рынке, принимая во внимание, что именно по требованию Евросоюза Вильнюс был вынужден закрыть Ингалинскую АЭС?» — заключил российский постпред.

Впрочем, тема «третьего энергопакета» не исчерпывается только расследованием против «Газпрома». Еврокомиссия также проявляет значительный интерес к российскому проекту газопровода «Южный поток». По мнению еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера, в соответствии с энергетическими нормами ЕС, оператор будущего газопровода «будет обязан обеспечить к нему доступ для прокачки газа независимых компаний».

«Вокруг третьего энергопакета в Европе вообще сложилась парадоксальная ситуация: инвесторы готовы вкладывать реальные деньги только в те инфраструктурные проекты, которым предоставляется исключительный статус, выводящий их из под действия третьего энергопакета», — отметил Владимир Чижов.

Принципиально новым направлением является торговое сотрудничество в рамках ВТО. Практически сразу после завершения процесса вступления России в эту организацию, Евросоюз сделал ряд заявлений, о несоблюдении Москвой норм ВТО.

По словам еврокомиссара по торговле Карела де Гюхта, «вместо того, чтобы использовать статус нового полноправного члена ВТО для активизации реформ, Россия даже не выполняет собственных обязательств».

В числе торговых проблем между Россией и ЕС де Гюхт назвал «завышенные пошлины и сборы с импортируемых автомобилей», запрет на ввоз в Россию отдельных видов скота из стран Евросоюза, которые не удовлетворяют «завышенным ветеринарным требованиям».

Комментируя корр. ИТАР-ТАСС эту проблему, Владимир Чижов заявил: «Я не верю в торговые войны. Россия вела переговоры о присоединении к ВТО более 18 лет — дольше, чем Китай. Уступки по вопросам о торговых режимах были сделаны всеми сторонами».

Говоря о российских ветеринарных и фитосанитарных нормах, Чижов отметил: «Речь здесь идет не о торговле, а о здоровье, а вопросы защиты здоровья российских потребителей — не в компетенции ВТО». В России эти нормы по отдельным положениям гораздо жестче, чем в Евросоюзе, что Брюссель зачастую рассматривает как косвенный способ защиты российского рынка от европейской сельскохозяйственной продукции. В этой связи многие наблюдатели считают, что первый иск Евросоюза к России в суд ВТО будет связан именно с пересмотром норм торговли сельскохозяйственной продукцией.

В то же время, завершение процесса присоединения РФ к ВТО должно по словам российского постпреда «открыть дорогу к активизации переговоров о новом соглашении о стратегическом партнерстве между РФ и ЕС».

Ситуация в Сирии обещает доминировать на внешнеполитической площадке саммита. Страны ЕС сегодня все более активно стремятся оказывать содействие сирийским повстанцам. Сообщество находится в одном шаге от официального признания оппозиции «единственным законным представителем сирийского народа», что автоматически поставит вне закона в глазах стран ЕС правительство Башара Асада. Ведущие страны сообщества также выступают за пересмотр режима европейского эмбарго на поставки в Сирию оружия, что позволит начать открытые военные поставки повстанцам. Все эти шаги являются поводом для серьезной озабоченности со стороны РФ.