Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
20 декабря 2012, источник: Деловая газета ВЗГЛЯД

Путину пожаловались на изменение системы расчета услуг ЖКХ

«Произошло перераспределение денег – одни группы граждан стали платить меньше, и они молчат, а другие стали платить больше, и они недовольны». Так эксперты объясняют изменение системы оплаты услуг ЖКХ, жалобы на которые стали одним из вопросов на большой пресс-конференции Владимира Путина.

Во время большой пресс-конференции Владимира Путина одна из ульяновских журналисток пожаловалась президенту на резкое увеличение стоимости коммунальных услуг в Ульяновской области.

«Люди получают платежки, в которых сумма превышает предыдущую на 2-3 тыс. рублей. Многие уже не в состоянии отдавать по 50% своих зарплат или пенсий коммунальщикам. У меня вопрос: при том, что сами коммунальные услуги оставляют желать лучшего, не боитесь ли вы, что эти накопившиеся проблемы в жилищно-коммунальной сфере станут причиной социального взрыва?», — спросила корреспондент ульяновской газеты «Большой Черемшан» Анастасия Субаева.

Президент Владимир Путин пообещал разобраться с ростом тарифов на услуги ЖКХ в Ульяновской области. «Надо думать не о взрывах (социальных, — прим.), а о здоровом, правильном регулировании этой сферы. Я понимаю тех людей, которые возмущены таким развитием событий. Я обязательно посмотрю, что происходит в Ульяновской области по поводу роста тарифов», — пообещал президент.

По его словам, причины роста известны. Это, прежде всего, «непрозрачность принимаемых решений и монополизация рынка этих услуг». «Соответственно, нужно вести к демонополизации, нужно уделять этому больше внимания и очень важна открытость принимаемых решений. Это не должно быть какой-то закрытой сферой. Нельзя просто платежку прислать. Нужно объяснять людям, откуда взялась эта платежка» —  заявил глава государства.

Что касается случаев, когда счета за ЖКХ составляют 30% или 60% доходов семьи, то Путин напомнил, что приняты законы, согласно которым, «если общий платеж на ЖКХ превышает 21% (а в некоторых регионах и того меньше, в Москве – 15%), то люди имеют право на компенсацию».

Глава государства напомнил, что «у нас уже была такая ситуация, когда где-то года два или три назад эти тарифы взлетели до небес». «Нам пришлось задним числом все возвращать назад и заставить людям выплатить эти деньги, которые были получены неправильным путем. Мы посмотрим, что было в Ульяновской области», — заключил он.

Виноваты новые правила

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов в четверг уверил, что реальный рост размера платы за коммунальные услуги в регионе не превышает установленного предельного индекса 14%. По его словам, жители возмущены ростом платежей на общедомовые нужды и их непрозрачностью, передает "Интерфакс".

В итоге Морозов обратился к председателю правительства Дмитрию Медведеву с просьбой приостановить действия постановления N354, касающегося взимания с населения коммунальных платежей за общедомовые нужды.

Такая ситуация характерна не только для Ульяновской области, но для других регионов. На совещании Минрегиона в четверг было отмечено, что в более 60 субъектов РФ (Ульяновская, Свердловская, Оренбургская, Тверская, Калужская области, Алтайский, Приморский края, Республика Татарстан, Республика Коми, город Санкт-Петербург и др.) столкнулись с проблемами практического применения этого постановления. Некоторые из регионов предложили приостановить или даже отменить действие новых правил.

Как поясняет замдиректора направления «Городское хозяйство» института экономики города Владлен Прокофьев совокупный платеж гражданина состоит из платы за коммунальные ресурсы, потребляемые квартирой (тарифы на воду, тепло и электричество), которые регулируются государством и платы за содержание и ремонт общего имущества, которая не регулируется государством.

По его мнению, суммарные платежи граждан объективно могли стать выше установленного государством роста тарифа на 15% из-за того, что с 1 сентября был изменен порядок определения платы за коммунальные услуги.

«Если раньше граждане платили один платеж за коммунальные услуги, то с 1 сентября  в соответствии с постановлением каждый гражданин должен получать два платежных документа – отдельно за жилое помещение и отдельно за общедомовые нужды (на освещение подъезда, работу лифта, ремонт и т.д.). До 1 сентября граждане платили за общедомовые нужды исходя из количества проживающих в квартире, с 1 сентября платят исходя из площади занимаемого жилого помещения. В итоге один жилец в трехкомнатной квартире станет платить больше по этой квитанции», — объясняет эксперт.

«Произошло перераспределение денег – одни группы граждан стали платить меньше, и они молчат, а другие стали платить больше, и они недовольны», — добавляет Прокофьев.

На совещании Минрегиона заявили, что практика начислений оплаты ресурсов на общедомовые нужды непрозрачна, а потому дает возможность для злоупотреблений.

Так, Минрегион выяснил, что резкий рост платы за жилищно-коммунальные услуги в ряде регионов был обусловлен тем, что с переходом на новые правила расходы на общедомовые нужды в некоторых случаях стали одновременно включать в две строки платежки: за коммунальные услуги и за содержание и ремонт общего имущества. Кое-где эти расходы включили в тарифы на коммунальные ресурсы, распределив таким образом потери, возникающие во внутридомовых сетях.

Губернатор Ульяновской области заметил, что в результате вступления в силу постановления в платежных документах потребителей коммунальных услуг введены дополнительные строки расходов на общедомовые нужды — отопление, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение.

По его мнению, постановление N354 имеет ряд недостатков: отсутствует четкое определение понятий «площадь помещений», входящих в состав общедомового имущества собственников в многоквартирном доме при формировании платежей за отопление. Кроме того, отсутствует установленный порядок расчета норматива потребления горячей и холодной воды, а также водоотведение значительно превышает фактический расход.

В связи с этим губернатор Ульяновской области предложил рассмотреть вопрос о возможности приостановления до 1 июля 2013 года постановления N354.

Между тем, в Минрегионе отметили, что выходом из сложившейся ситуации должен быть не отказ от новых требований, а организация надлежащего исполнения новых правил.

Засланный казачок

Непрозрачность роста тарифов на услуги ЖКХ может быть связана с тем, что «практически во всех регулирующих органах субъектов федерации работают люди, которые ранее работали в крупных ресурсоснабжающих организациях», говорит газете ВЗГЛЯД юрисконсульт Института экономики города Дмитрий Гордеев Дмитрий Гордеев. В итоге ресурсоснабжающие организации могут влиять на установление тарифов в регионах.

«Например, сотрудник ТГК переходит на работу в регулирующий орган. Он работает больше не в интересах государственного регулирования, а использует лазейки, чтобы пойти на встречу тем, кто его “содержит”, то есть  на встречу ресурсоснабжающим компаниям», — рассказывает Гордеев.

Он поясняет на примере. На 2012 год государством был установлен предельный индекс роста тарифов на 15%, который нельзя обойти. Для нормального функционирования одной ресурсоснабжающей организации (покрытие расходов на производство ресурса, получение прибыли для закупки труб, реагентов, проведения работ по модернизации сетей и т.д.) регулятору достаточно увеличить тариф на 11%.

«Реально надо было бы увеличить тариф на 11%, но поскольку там есть “дружеские связи”, но ставят тариф на 15%. В итоге организация будет получать не заработанные деньги только потому, что регулятор преследует личные цели. Человек, который будет доказывать, что тут надо 15%, а не 11% — это засланный казачок»,  — объясняет Дмитрий Гордеев.

Рынок услуг ЖКХ является также монопольным, соглашается Гордеев. «Монополизм – технический, все подключены к одной трубе. То есть вода, газ, тепло поступают в дом от одной ресурсоснабжающей компании, и у потребителя нет выбора, у кого покупать эти ресурсы. Теоретически есть выбор только по электричеству», — поясняет эксперт. «Поскольку есть техническая монополия, поэтому существует госрегулирование. Там где есть конкуренция, там нет госрегулирования», — добавляет Гордеев.

При этом Институт экономики города выступает против госрегулирования в сфере услуг ЖКХ. Установление предельного уровня индексирования тарифов является неправильным подходом, потому что не учитывает реальные потребности ресурсоснабжающих компаний, поясняет Гордеев. «Нельзя просто исходя из социально-политического подхода, потому что люди не могут платить, устанавливать предел. Этот тариф для некоторых организаций может оказаться заниженным, и тогда они не могут выполнять свои функции, так как денег на это нет», — указывает Гордеев.

«Например, установили тариф в 15%, а ресурсоснабжающей организации нужно 20%. Организации надо получить 1 млрд рублей, но из-за тарифа в 15% она может получить только 800 млн. А эти деньги нужны были для того, чтобы ремонтировать трубы, покупать реагенты для водоканала, нормально производить ресурс. В итоге компания вынуждена уменьшать количество ремонтов, замен (как следствие аварии), снижать качество, залезать долги. Так, водоканал не может платить за электрическую энергию, теплоснабжающая компания — за газ»,  — объясняет эксперт.

«Тариф, конечно, должен быть подъемным, чтобы его смогли оплачивать большая часть населения, но также этот тариф должен обеспечивать поступление ресурсоснабжающим организациям такого потока средств, чтобы они смогли делать и необходимый ремонт инженерных сетей, и менять оборудование и т.д.»,  — резюмирует Дмитрий Гордеев.