Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Ужасно великий: чем Стивен Кинг запугал все человечествоПопулярность Кинга у публики огромна, но академический литературный мир не может решить, причислять ли его к большим писателям
24 декабря 2012, источник: Noi.md

Дирк Шубель: главное для Молдовы в 2013 году – борьба с коррупцией

Глава представительства Европейской комиссии в Молдове, посол Дирк ШУБЕЛЬ подвел итоги 2012 г, 24 декабря (ИНФОТАГ).

Глава представительства Европейской комиссии в Молдове, посол Дирк ШУБЕЛЬ подвел итоги 2012 г, 24 декабря (ИНФОТАГ). в интервью агентству «ИНФОТАГ», дав оценку наиболее значимым событиям.

Часть I

«ИНФОТАГ»: Господин посол! В последнее время Вы проявляете активность, посещая дебаты, конференции, посвященные намерениям властей РМ бороться с коррупцией? Объясните позицию Евросоюза (ЕС) в этой связи? Насколько успешна может быть эта борьба, если вспомнить опыт стран-членов ЕС: Болгарии и Румынии?

Дирк ШУБЕЛЬ: С избранием президента в РМ борьба с коррупцией стала одной из важнейших проблем, разрешение которой в вашей стране поддерживает ЕС. Без изменений в правовой системе (и это наше общее мнение с послом США Уильямом Мозером, активно участвующим в этой работе) невозможен успех реформ. Молдове необходимо противостоять этому злу, причем это должно принять жесткие формы, если РМ сохраняет главное направление движения — интеграцию в ЕС, рассчитывая на подписание договора об ассоциации и безвизового режима для передвижения своих граждан.

Опыт стран ЕС в противодействие коррупции очень важен. Его необходимо изучать в том числе не только в Болгарии и Румынии, но и в других европейских государствах. Есть множество примеров успешной борьбы такого рода. Более того, начиная с 2013 г. на трехлетний срок, именно на эти цели ЕС выделяет РМ 60 млн. евро поддержки реформ в сфере юстиции. Это серьезное подспорье, на мой взгляд.

«И.»: ЕС не был сторонним наблюдателем в конфликтной ситуации иностранного инвестора из Бэлць и налоговой инспекции. Каков, на Ваш взгляд, инвестиционный климат в РМ?

Д.Ш.: Если вы хотите чтобы к вам пришли новые инвесторы — для них нужно создавать хорошие условия. Мне кажется у Молдовы есть очень широкое поле деятельности, чтобы улучшать этот климат. Например, отказаться от создания бюрократических преград, способных противодействовать инвесторам в работе. Им нужно предоставить такие способы вложения средств, чтобы не было затруднений, они должны воочию почувствовать привлекательность капиталовложений в экономику РМ.

Если хотите, это должна быть своеобразная «свобода рук» для инвестиций. Тогда дело точно сдвинется с места. Когда 10 лет назад я занимался проблемами Венгрии, работая в Брюсселе, венгерское правительство сумело создать в стране такие условия, что инвесторы платили очень мало налогов. Это был крайне привлекательный для капитала момент и он сыграл свою решающую роль. Это единственный путь и для Молдовы, и по нему нужно идти, если вы рассчитываете на деньги инвесторов.

Иногда у меня складывается впечатление, что некоторые молдавские компании не хотят или боятся конкуренции в той или иной сфере. И это достойно сожаления, ибо только в условиях конкуренции можно создать наиболее привлекательный товар или предложить качественнее услугу.

Очень рассчитываю, что случаи, подобные с немецким инвестором в Бэлць, больше не повторятся.

«И.»: Взаимоотношения РМ и «Газпрома» и проблема внедрения Третьего энергетического пакета — некий «бермудский треугольник», в который угодили власти РМ. Каким Вам видится разрешение этой диллемы?

Д.Ш: Считаю, что со вступлением РМ в европейской энергетическое сообщество был сделан верный шаг. ЕС поддерживает республику в ее стремлении выполнить условия по внедрению Третьего энергетического пакета. У экспертов генеральной энергетической инспекции в Брюсселе практически ежедневные контакты с чиновниками правительства РМ. Мы добились того, что все участники энергетического сообщества согласились с переносом сроков внедрения ряда обязательств РМ до 2020 г. Это дает и Москве, и Кишиневу больше времени для разрешения ситуации в энергетической сфере. И мы — Европейская комиссия также не остаемся в стороне и ищем возможность компромиссного решения возникших затруднений между двумя странами. Мы также рассчитываем, что договор о поставках газа в РМ будет подписан на долгосрочной основе, а не продлится на один год, как это произошло сейчас.

«И.»: Итог выстраивания отношений Кишинева с Тирасполем в 2012 г., несмотря на бурное начало, к концу года оказался достаточно скромен. Как сторонам активизировать процессы сближения позиций?

Д.Ш.: Не соглашусь с вашим мнением. Я считаю, что 2012 г. был в этом смысле успешным. Да, я согласен, что первая часть года была более продуктивной, чем последующий период. Но считаю крайне важным, что сам процесс переговоров реанимирован. Хорошим знаком можно счесть официальную декларацию сторон впервые после 10-летнего перерыва на заседании Совета глав МИД ОБСЕ в Дублине. В ней содержится постулат, что приднестровский конфликт может быть разрешен исходя из принципа «суверенитета и территориальной целостности РМ».

ЕС, как участник переговорного формата «5+2», очень рассчитывает на продвижение процесса урегулирования приднестровского конфликта в 2013 г., учитывая будущее председательство Украины в ОБСЕ. Киев может оказаться очень эффективным игроком хотя бы потому, что ему не понаслышке известна ситуация в регионе, взаимоотношения Кишинева и Тирасполя.

«И.»: Не за горами весна и молдавский политический класс (за 1,5 года до гипотетического срока парламентских выборов) вступит на «тропу войны». Что или кто мог бы объединить политические силы РМ, которые бы базировали свои избирательные платформы на модели европейской интеграции?

Д.Ш.: Я считаю, что демократические нормы и ценности нельзя изучить за ночь. Лег человек одним, а утром проснулся другим. Для изменений общества нужно время. Возможно даже не одно поколение, чтобы перейти к другому мышлению. Поэтому по данному пути необходимо двигаться шаг за шагом, постепенно. Оценивая ситуацию в политической элите сейчас и пять лет назад, мне представляется, что она изменилась. Мне кажется и внутри правящего альянса за три года нахождения у власти уже выработались определенные нормы принятия решений через консенсус, общее согласие. После выборов президента 16 марта пройдена «точка кипения» и сейчас наблюдается некая сбалансированность ситуации в обществе.

Другой важный аспект этой темы, как работать с оппозицией. Здесь есть вопросы. Как равно и вопрос к самой оппозиции, как она готова работать с властью. Уверен, что имеются еще очень много возможностей для поиска взаимовыгодных решений. Правительству нужна сильная оппозиция, которая бы задавала неудобные вопросы и предлагала пути решения проблем, а сама власть будет от этого только в «тонусе», зная, что не один ее шаг не остается без внимания и анализа. Оппозиции нужно играть такую роль, а не объявлять войну всем подряд, кто не разделяет ее взглядов. Нельзя искать образа врага во всех окружающих. Оппозиции нужно иметь желание участвовать в процессе функционирования государства, а не разрушать его.