Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
25 декабря 2012, источник: Газета.Ру, (новости источника)

Вооружение снимают с аэропортов

Эксперты Минэкономразвития вынесли негативный отзыв на законопроект Минтранса, разрешающий авиакомпаниям и аэропортам иметь вооруженную службу безопасности.

Новые правила вынудят авиакомпании пойти на большие финансовые затраты, уверены в министерстве, что повлечет за собой рост тарифов.

Министерство экономического развития дало свою оценку законопроекту коллег из Минтранса «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ в части реализации международных стандартов в области авиационной безопасности».

Документ наделяет сотрудников службы авиационной безопасности (САБ) аэропортов и авиакомпаний полномочиями владеть и использовать оружие и спецсредства.

Воздушный кодекс разрешает службам авиационной безопасности носить оружие (сейчас в аэропортах оружие есть только у сотрудников МВД), но правил его использования не было.

Минтранс предпринял попытку устранить противоречия в законодательстве, а также предложил ряд мер по повышению уровня безопасности в воздухе.

Ранее представители авиационной отрасли говорили, что вооружение САБов было бы полезным шагом для защиты аэропортов. А новосибирский аэропорт «Толмачево» даже добился через суд подтверждения закрепленного за САБами права на оружие.

Однако в процессе обсуждения законопроекта выяснилось, что заинтересованные предприятия предпочли бы, чтобы все расходы по вооружению, содержанию и контролю САБов брало на себя государство.

Об этом говорится в отзыве Минэкономразвития на законопроект, которое было подготовлено с учетом мнения представителей бизнеса, а также отдельных экспертов — физических лиц.

«Предпринимается попытка переложить обеспечение авиационной безопасности на аэропортовый бизнес. Роль государства сводится к контролирующим функциям за САБами, создание которых навязывается аэропортам, тогда как по смыслу обязательств международных конвенций, создание, финансирование САБов и контроль за их деятельностью исключительно возлагается на государство.

Фактически проект имитирует озабоченность государства в отношении авиационной безопасности», — так выглядит обобщенное мнение Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, ОАО «Аэропорт Якутска», Независимого института международного права, Ассоциации вертолетной индустрии и Общероссийской общественной организации «Деловая Россия».

Реализация норм приведет к усложнению аэропортовой деятельности, повлечет существенные материальные издержки и подстегнет рост тарифов, добавляется в отзыве.

В Минэкономразвития согласны с тем, что полностью возложение расходов только на бизнес может спровоцировать негативные последствия.

Аэропортам и авиакомпаниям придется не только закупать оружие и приобретать лицензию на него, но и оборудовать специальную комнату для его хранения, ставить комнату на охрану в МВД, обучать сотрудников в специализированных центрах, построить или арендовать спортзал и тир.

Также потребуется ввести новые штатные должности для учетчика оружия, ответственного за его хранение, и для сотрудника, отвечающего за боевую подготовку коллег.

Финансовые затраты на вышеперечисленное предприниматели и эксперты оценили как «существенные».

В Минэкономразвития отметили, что предложенный их коллегами из Минтранса документ не поясняет, как изменится уровень безопасности после введения мер. Так что не исключено, что эти изменения окажутся незначительными.

Говоря о нестыковках в законах, из-за которых у САБов есть право на оружие, но нет права его использовать, эксперты министерства указали, что поправки, предлагающие изменить абзац второй пункта 2 статьи 83 Воздушного кодекса, повторяют уже существующую норму в законе «Об оружии». Поэтому проблемный абзац лучше вовсе убрать. Сейчас эта норма называет САБы службами с особыми уставными задачами, а закон «Об оружии» говорит только о юридических лицах с особыми уставными задачами.

Между тем, в предлагаемом законопроекте перечислен еще ряд мер, направленных на повышение уровня безопасности. Сотрудники САБов могли сопровождать борт в воздухе и применять силу и спецсредства для успокоения буйных пассажиров. Шел разговор об установке бронированных дверей в кабину экипажа и видеокамер в салоне. А для снижения числа нетрезвых пассажиров предлагалось отбирать у людей купленный в магазинах аэропорта алкоголь и выдавать его только в точке назначения.

Против последнего пункта выступила авиакомпания S7 («Сибирь»). Ее комментарий прикреплен в качестве приложения к заключению Минэкономразвития.

Представители авиакомпании указали, что предложение об изъятии алкоголя у пассажиров трудно выполнимо: «необходим дополнительный бортпроводник для контроля, приемки, маркировки, складирования, последующей выдачи алкогольной продукции пассажирам; необходимо дополнительное пространство исключающее доступ третьих лиц для складирования алкоголя».

В министерстве добавляют, что если большинство пассажиров рейса — а это более сотни человек – захочет захватить с собой по бутылке, то процесс изъятия и выдачи покупок будет задерживать воздушное судно в аэропортах.

В авиакомпании пояснили, что более адекватной мерой будет возможность заносить пассажиров-нарушителей в «черные списки».

Кроме того, если авторы законопроекта предлагают использовать спецсредства для связывания «буйных» пассажиров, то необходимо разработать специальные правила. Так как бортпроводники не обладают познаниями в этом вопросе, и уже были случаи, когда во время связывания «буйных» пассажиров обеим сторонам причинялся вред, указали представители S7 и «Деловой России».

А предложенное оборудование в самолетах комнат-складов, как и бронирование кабин пилотов это изменения в конструкции самолета, что может потребовать согласование с разработчиками воздушных судов, также напоминают авторы отзыва. И не факт, что иностранные разработчики согласятся с подобной модернизацией техники.

В выводах представители Минэкономразвития заявили, что законопроект «вводит избыточные административные и иные ограничения и обязанности» для аэропортов и авиакомпаний, а также способствует возникновению необоснованных расходов, в том числе государственного бюджета.

Получить комментарий Министерства транспорта пока не удалось. В московских аэропортах «Газете.Ru» пообещали прокомментировать ситуацию позже.

Автор: Анастасия Берсенева