Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
11 января 2013, источник: ТАСС, (новости источника)

Количество обратившихся за помощью к психологам МЧС возросло в разы – главный психолог МЧС России Юлия ШОЙГУ

Экстренная психологическая помощь сравнима со скорой медицинской: чем быстрее она будет оказана, тем быстрее пострадавший человек сможет вернуться к нормальной жизни

Об особенностях оказания помощи людям, попавшим в кризисные ситуации, о психологической поддержке сотрудников МЧС, как их учат стрессоустойчивости, о работе с волонтерами и психологами других ведомств в интервью ИТАР- ТАСС рассказала директор Центра экстренной психологической помощи /ЦЭПП/ МЧС России Юлия Шойгу.

— Юлия Сергеевна, как бы Вы охарактеризовали итоги работы психологической службы МЧС в 2012 году?

— Прошедший год выдался непростым, увеличилось количество выездов наших специалистов на ЧС. Мы удовлетворены результатами нашей работы, если так можно сказать применительно к нашей профессии. Ведь если у нас есть работа, значит, не всем в этом мире живется спокойно и счастливо. Основной нашей задачей является оказание экстренной психологической помощи людям, которые попали и пострадали в чрезвычайных ситуациях.

В прошлом году специалисты психологической службы МЧС привлекались к ликвидации последствий ЧС 1635 раз, при этом 1613 из них — это чрезвычайные ситуации муниципального и регионального характера, 11 — медицинские эвакуации пострадавших россиян, 3 — международные гуманитарные операции и 8 — чрезвычайные ситуации федерального характера.

По сравнению с 2012 годом количество выездов возросло более чем на 600, а специалисты психологической службы МЧС оказывали помощь 46 300 раз, это на 5.5 тыс случаев больше, чем в 2011 году. Такая тенденция наблюдается уже второй год подряд — при незначительном увеличении количества выездов в разы возрастает число случаев оказания психологической помощи, что свидетельствует о качественном росте нашей работы. За последние два года специалисты психологической службы МЧС, особенно на муниципальном уровне, научились за один выезд делать гораздо больший объем работы.

— А чем жила Ваша служба в «мирной жизни», вне чрезвычайных ситуаций?

— В 2012 году нам удалось достаточно серьезно развить такое направление нашей повседневной работы как обеспечение сотрудников МЧС России — спасателей, пожарных, летчиков, водолазов, саперов, кинологов, врачей, в части их психологической подготовки.

Для этого закуплено оборудование, создана огромная методическая база, хотя предстоит еще большая работа в этом направлении.

В прошлом году все высшие учебные заведения МЧС, пожарно-спасательные центры и Центры подготовки спасателей были оснащены специальными аппаратно-программными комплексами, которые позволяют проводить дистанционное обучение. В них также встроены программы, при помощи которых можно тренировать и личностные качества, необходимые во время работы. Таким образом, человек не просто учит материал, а развивает в себе и стрессоустойчивость, и память, и внимание, и навыки принятия быстрых решений, что, безусловно, поможет во время работы в чрезвычайных ситуациях.

Ранее в рамках подготовки специалистов МЧС было выпущено несколько учебно-методических комплексов для основных специальностей — пожарных и спасателей. В 2012 году они также были разработаны для горноспасателей, переданных в ведение МЧС в 2009 году, а также для специалистов Единых дежурно-диспетчерских служб и добровольных пожарных. Требования, которые закладываются в подготовку сотрудников МЧС, дают свои результаты: специалист, прошедший обучение, испытывает гораздо меньше психологических проблем во время работы.

Большим направлением в рамках психологического обеспечения личного состава МЧС стало проведение социологических и социально-прикладных исследований. Эту функцию психологической службе передали в прошлом году, и мы провели первое такое психодиагностическое исследование не в отношении одного человека, а целого коллектива. Как у каждого человека, так и у коллектива могут быть какие-то проблемы, трудности, с которыми можно справиться, они, как правило, бывают обратимыми.

— Во время чрезвычайных ситуаций, помимо психологов МЧС, работают и специалисты психологических служб других ведомств, служб и организаций? Как Вы взаимодействуете со своими коллегами, и возникают ли какие-либо проблемы во время такой совместной работы?

— Чем взрослее общество, тем ценнее жизнь и здоровье людей и в последнее время все больше специалистов из разных ведомств привлекаются к работе по оказанию экстренной психологической помощи. Эта тенденция, с одной стороны, нас радует, с другой, требует нашего внимания. И вот почему: такая работа должна быть организованна и проводиться системно, чтобы не было ситуаций, когда разные специалисты, не зная о действиях друг друга, пытаются оказать помощь одному и тому же человеку или одной и той же семье.

Экстренная психологическая помощь сравнима со скорой медицинской: чем быстрее она будет оказана, тем больше шансов, что пострадавший человек сохранит свое психическое здоровье и сможет вернуться к нормальной жизни.

Мы должны максимально организовать эту работу и оказать тем специалистам, которые готовы работать в чрезвычайной ситуации, всю необходимую методическую поддержку, чтобы адресная психологическая помощь дошла до каждого человека, который в ней нуждается.

В этом направлении уже сделан большой конкретный шаг. В конце 2012 года на заседании Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности была утверждена межведомственная инструкция об оказании экстренной психологической помощи при ЧС, которая определяет порядок взаимодействия специалистов и поможет организовать работу в зоне чрезвычайных ситуаций. Документ также определяет механизм, каким образом пострадавших, нуждающихся в дальнейшей психологической помощи, передать специалистам, которые будут с ними работать в дальнейшем и обеспечат полную реабилитацию.

Нашими территориальными структурами уже заключено более 600 соглашений с организациями, которые могут оказывать такую помощь на муниципальном и региональном уровнях на безвозмездной основе, что для нас очень важно, ведь люди, которые пострадали при ЧС, имеют право на получение бесплатной помощи.

— Во время наводнения в Крымск в июле 2012 году прибыло достаточно много психологов-волонтеров. Нужны ли вообще добровольцы в подобных ситуациях? Не мешают ли они работать профессионалам, и не планируете ли Вы взаимодействовать с такими людьми?

— Это еще одна наша новая реальность, с которой мы столкнулись в Крымске. Безусловно, хорошо, что люди хотят помочь. Но с другой стороны, они не всегда разбираются в происходящем. Когда все СМИ говорят, что произошла беда, в эмоциональном порыве люди едут в зону ЧС, не думая о том, что они там будут делать, как они будут это делать, как обеспечат свою безопасность и свое проживание в зоне ЧС.

Как правило, волонтеры не имеют опыта работы в подобных ситуациях и соответствующей профессиональной подготовки. Душевный порыв — это хорошо, но через некоторое время человек вспоминает, что его ждут дома, и он уезжает, не закончив работу с пострадавшим, с которым начал работать. А в нашей профессии это недопустимо.

Тем не менее, мы планируем взаимодействие с добровольцами. Опыт, который был получен в Крымске, говорит о том, что такое взаимодействие может быть вполне успешным. Правда, этот вопрос требует особого внимания, так как мы должны быть уверены, что человек, который приехал помогать пострадавшим при ЧС, не причинит им еще большего вреда. Мы же несем ответственность и за волонтера, и за качество его работы перед пострадавшими людьми.

Сейчас мы занимаемся поиском активных, инициативных и организованных добровольцев — тех, кто хочет взять на себя ответственность, причем не только в зоне ЧС, кто бы и в повседневной жизни занимался организационной работой. Я считаю, что любое большое дело должно начинаться с небольшой группы людей. И такие люди есть в Москве. Задача ЦЭПП — обучить их профессиональным приемам и действиям, которые будут полезны в зоне ЧС.

— Юлия Сергеевна, психологи МЧС помогали пострадавшим при различных катастрофах не только в России, но и за рубежом. А как в целом развивается ваше сотрудничество с иностранными коллегами?

— Международное взаимодействие на протяжении последних трех лет является одним из приоритетов развития психологической службы МЧС России. География международного сотрудничества велика — в прошлом году мы взаимодействовали в рамках обмена опытом и обучения со специалистами Азербайджана, Армении, Молдавии, Казахстана, Литвы, Латвии, Франции, Сербии, Германии, Перу, Нигерии, Монголии, Греции, Иордании, Израиля, Японии, Египта и др.

Наиболее активное сотрудничество развивается с Белоруссией, где в апреле 2012 года был создан Центр психологической помощи в кризисных ситуациях МЧС по аналогии с нашим Центром. Уже подготовлен план взаимодействия двух структур, который ляжет в основу сотрудничества обеих стран в области оказания психологической помощи населению в чрезвычайных ситуациях.

Кроме того, экстренная психологическая служба активно развивается в Азербайджане, на основе российского опыта такая же структура создается и в Казахстане.

В прошедшем году мы конкретизировали планы по международному сотрудничеству, поставив сразу несколько задач. Первое — это презентация российского опыта в Европейском и мировом профессиональных психологических сообществах. Вторая большая задача — сделать доступным для российских специалистов международный опыт, который был накоплен психологическими службами разных стан. Сейчас ведется сбор методических материалов, которые будут сведены воедино и опубликованы. Планируется, что этот сборник будет выпущен в 2013 году, при этом он будет содержать анализ и предложения, как внедрять зарубежные наработки и методики в нашей стране. Не исключено, что эти материалы будет опубликованы и на официальном сайте ЦЭПП.

— Какие задачи стоят перед психологической службой МЧС на этот год?

— Это дальнейшее развитие системы психологического обеспечения личного состава МЧС, создание единой целостной системы психологического сопровождения. Особое внимание будет уделяться профессиональному психологическому отбору и реабилитации сотрудников.

Второе направление — это создание единой системы оказания экстренной помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях, в которой будут задействованы не только специалисты МЧС, но и других структур.

Одним из основных приоритетов работы станет межведомственное сотрудничество. В прошлом году Общественная организация психологов силовых структур вошла в Российское психологическое общество, что позволяет психологам-силовикам отстаивать свои интересы в профессиональном сообществе. Психологические службы силовых ведомств — достаточно закрытые для профессионального сообщества структуры и до настоящего момента они были не так активно представлены в профессиональном поле.

Организация психологов силовых структур в этом году будет решать вопросы страхования профессиональной деятельности, и сейчас такая система разрабатывается, а также защиты авторских прав на психодиагностические методики.

Кроме того, продолжится работа по добровольной сертификации психологов силовых ведомств и в этом году она будет только расширена, для этого планируется создать соответствующие региональные комиссии.

Татьяна Хан

(ИТАР-ТАСС, Москва)

Почему комментарии платные?

Уважаемый читатель!

Мы ввели платную подписку на комментарии, чтобы удерживать общение пользователей в уважительном русле, исключив оскорбления, провокации, ненормативную лексику, а также спам, флуд и другие виды неконструктивного диалога. Чтобы добавлять собственные комментарии, необходимо оплатить подписку.