Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
24 января 2013, источник: Деловая газета ВЗГЛЯД

Россия заняла 4-е место в рейтинге прозрачности бюджета

Россия вошла в пятерку лучших стран по индексу открытости бюджета, набрав 74 балла из 100 возможных. Впереди только США, Южная Корея и Чехия. Однако Минфин не собирается останавливаться на достигнутом и намерен сделать финансы еще более прозрачными для простых граждан.

Источник: Reuters

Россия впервые вошла в группу стран, представляющих существенную информацию о бюджете, заняв в ней 4-е место после США, Южной Кореи и Чехии. Россия набрала 74 из 100 возможных баллов, что значительно превышает среднюю оценку в 43 балла для всех исследуемых стран.

В этом рейтинге она опередила Германию, Бразилию, Индию, Испанию и ряд других стран. Хуже всего с прозрачностью бюджета дела обстоят у Катара, Мьянмы и Экваториальной Гвинеи.

Такие данные содержатся в обзоре открытости бюджетов за 2012 год, опубликованном Международным Бюджетным Партнерством. Глобальное исследование охватывало 100 стран.

«Последовательное улучшение позиций России в авторитетном международном рейтинге — результат целенаправленной системной работы», — считает министр финансов РФ Антон Силуанов.

В первом рейтинге в 2006 году Россия с 47 баллами заняла 28 место среди 59 стран. После этого, как указывает Силуанов, был проведен анализ отмеченных экспертами «узких» мест, подготовлены разъяснения и дополнительная информация. В итоге в 2008 году Россия с 58 баллами заняла 22 место среди 85 стран, а в 2010 году – с 60 баллами 21 место среди 94 стран.

Между тем, авторы исследования обращают внимание, что одной только прозрачности бюджета России не достаточно для повышения эффективности госуправления. Они отмечают также низкий уровень общественного участия в бюджетном процессе. Общественность участвует в бюджетном процессе формально, но не является реальным механизмом, говорится в исследовании. Его авторы дают совет России – начать составлять и публиковать так называемый «гражданский бюджет» с представлением информации о достигнутых и планируемых результатах использования бюджетных средств.

Минфин также не спешит расслабляться на фоне четвертого места и ставит задачу, чтобы Россия вошла в группу стран с наибольшей прозрачностью общественных финансов. Для этого, по словам Силуанова, потребуется переход к программным бюджетам, а также регулярное опубликование «бюджета для граждан» с представлением информации о достигнутых и планируемых результатах использования бюджетных средств.

Минфин России предложит включить значение этого индекса в состав целевых индикаторов государственной программы «Управление государственными финансами».

Мировой опыт

Из стран СНГ первой страной, издавшей гражданский бюджет, был Казахстан. В марте 2011 года Минфин РК впервые опубликовал на своем сайте нетехническую версию госбюджета, составленного на доступном языке для широкой общественности. Попытки написать гражданский бюджет предпринимаются также в Кыргыстане.

Так называемый гражданский бюджет в той или иной форме публикуется в США, Канаде, Великобритании, Австрии, Франции  и других странах. К примеру, в США данные о госрасходах бюджета в доступной форме публикуются на созданном в 2006 году портале USAApending.gov. Данные о расходах бюджета, налоговых выгодах, получателях грантов, ссуд и выплат публикуются для граждан в понятной форме на другом портале – recovery.gov.

Бюджет для граждан

В декабре прошлого года в России также заработал интернет-проект «Открытый бюджет», который создан для гражданского контроля за эффективностью использования бюджетных средств. Инициатива его создания принадлежит главе Комитета гражданских инициатив Алексею Кудрину. По его словам, основная цель проекта – представить бюджеты разных уровней простым гражданам в понятном для неспециалистов виде.

На портале собрана информация о расходах бюджетов всех уровней в социально значимых областях, в здравоохранении, в ЖКХ, в образовании,  расходы на транспорт, пенсии и льготы. На портале можно узнать бюджетные расходы на человека в разных регионах страны, а также сравнить структуру расходов бюджета в России и других странах, в частности Белоруссии, Казахстане, Китае и на Украине.

«Проект “Открытый бюджет” делает большой шаг в сторону прозрачности и подконтрольности власти, причем весьма доступным и наглядным способом, – говорит главный экономист ФК “Открытие” Владимир Тихомиров. “Насколько мне известно, сайтов, подобных этому по наглядности, в мире нет”, — добавляет он.

По его словам, существует “масса источников”, где можно найти данные по бюджетам, в том числе и РФ, например, официальный сайт Минфина. Но чтобы проанализировать содержащуюся там информацию, требуется время и знания. “Открытый бюджет” значительно упрощает эту задачу и должен стать хорошим ресурсом для контроля за деятельностью власти, в том числе и на местах, считает Тихомиров.

В конечном итоге это должно повысить доверие населения к власти, а соответственно, и рейтинг власти, добавляет аналитик финансовой компании “AForex” Артем Деев.

Однако Тихомиров признает: существует закрытая часть бюджета, которая на сайте, естественно, не представлена. Закрытая часть бюджета касается расходов прежде  всего на силовые ведомства, а на них приходится больше трети всех расходов бюджета.

Но авторы проекта не обладают особыми полномочиями, поэтому и не могут получить допуск к закрытой документации органов власти.

Программный бюджет

Переход к формированию бюджета на основе программно-целевого принципа уже был запущен летом прошлого года, когда правительство одобрило поправки в Бюджетный кодекс. А с 1 января 2013 года поправки, предусматривающие переход к программному бюджету, вступили в силу. Таким образом, формировать бюджет на 2014,2015 и 2016 года Минфин будет уже в новом формате.

Чтобы бюджеты могли формироваться в программном формате, вносятся изменения в бюджетную классификацию: каждой госпрограмме будет соответствовать своя целевая статья расходов. В бюджете будет видна структура расходов на госпрограмму по подпрограммам и основным мероприятиям, ведомственным программам.

Кроме того, предлагается ввести единые для всех бюджетов виды расходов. Обычно расходы формировались отдельно для каждого бюджета без единой методологии. “Единые виды расходов позволят сопоставить расходы на государственные и муниципальные программы, их мероприятия, например, по таким позициям, как оплата труда, социальные выплаты, закупки товаров, работ и услуг, капитальные субсидии и так далее”, — говорил глава Минфина.