Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
6 февраля 2013, источник: РИА Новости, (новости источника)

РФ и США надо определиться с направлениями сотрудничества — эксперты

МОСКВА, 6 фев — РИА Новости. России и США необходимо уже в ближайшее время определить конкретные направления дальнейшего сотрудничества, чтобы улучшить климат в двусторонних отношениях, считают опрошенные РИА Новости эксперты; они также не склонны драматизировать сообщения о прекращении и пересмотре ряда соглашений.

Замглавы МИД РФ Сергей Рябков заявил в среду РИА Новости, что Россия намерена пересмотреть соглашение с США по утилизации ОМУ и борьбе с его распространением («программа Нанна-Лугара»), срок действия которого истекает в июне 2013 года, но это, по его словам, не связано с принятием в США «закона Магнитского». На прошлой неделе РФ вышла из соглашения о сотрудничестве в правоохранительной деятельности и сфере контроля за оборотом наркотиков. Рябков отметил, что РФ не планирует расторжения других договоров с США.

По словам дипломата, Россия не удовлетворена нынешним состоянием отношений с США, но готова к конструктивным шагам для улучшения ситуации. Замминистра отметил, чем быстрее США сформулируют свои приоритеты, «тем лучше для дела». Говоря о направлениях сотрудничества, в которых Москва ждет шагов от Вашингтона, Рябков сказал, что у стран много вопросов, в частности, в экономической области, и они требуют тщательной отработки.

Пересмотреть с учетом новых условий

Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов считает, что Москва стремится пересмотреть базу российско-американских отношений с учетом новых условий, так как многие соглашения были заключены либо еще в 90-х, либо в начале 2000-х годов.

«Учитывая тогдашнее соотношение сил и возможностей между Россией и США, РФ выступала в роли более слабого партнера, там о равноправии говорить было трудно, потому что финансовый вклад США всегда был больше. Это касается и программы Нанна-Лугара, и антинаркотического сотрудничества РФ и США», — считает Лукьянов.

Как отметил эксперт, сейчас Россия предлагает все это пересмотреть исходя из того, что она не нуждается больше в материальной поддержке и готова участвовать на равноправных условиях.

«Трудно настаивать на равноправии и полном суверенитете, когда ты являешься получателем некоей финансовой помощи. И это прекрасно Россия понимает, хотя некоторые говорят, что глупо отказываться, если они (США) готовы платить. С меркантильной точки зрения это так, а с точки зрения международного престижа — это неблагоприятная ситуация», — добавил он.

Почетный председатель Совета по внешней и оборонной политике РФ, декан факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Сергей Караганов считает, что, пересматривая договоры с США, Россия отказывается от устаревших соглашений.

«Соглашение об утилизации ОМУ было заключено в 90-е годы, когда в России катастрофически не хватало средств, и американцы нам серьезно помогали, получая при этом интересовавшую их информацию. Что касается нынешней ситуации, то совершенно очевидно, что американская помощь нам просто не нужна давно. Это, безусловно, устаревшие соглашения», — сказал собеседник агентства.

Улучшения отношений ждать не стоит?

Караганов считает, что не стоит в ближайшее время ожидать улучшения отношений между РФ и США.

«Мы ждем сигнала от США, поскольку я не вижу в нынешнем российском политическом классе никаких сил, помимо экспертов, которые бы выступали за резкое улучшение российско-американских отношений. Другое дело, что ухудшение отношений с Америкой будет вредить России. В то же время, я надеюсь, что контролируемое ухудшение отношений, диктуемое внутриполитическими обстоятельствами, судя по заявлениям Рябкова, можно считать заканчивающимся», — заключил Караганов.

В свою очередь, председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко уверен, что серьезных ухудшений российско-американские отношения в последнее время не претерпели, несмотря на отмену ряда соглашений.

«Если разбираться всерьёз, то напрямую урона ни одному из серьезных долгосрочных направлений сотрудничества не было нанесено. Какие конкретные потери мы понесли? Соглашение о детях и сиротах. Мы из него вышли, утратили несовершенный, но механизм, позволявший отслеживать их судьбу. Сейчас мы будем пытаться его восстановить. Рабочая группа по гражданскому обществу — она почти и не работала. Программа Нанна-Лугара (комплекс российско-американских мероприятий в различных сферах обеспечения ядерной безопасности), если не делать из нее пропагандистского события, нуждается в переопределении. Она очень была нужна на своем этапе, но выполнила свою функцию. Сотрудничество в этой сфере надо продолжать, но заменить программу другим, более актуальным соглашением», — сказал Макаренко.

По его словам, основной ущерб нанесен общему климату отношений между Россией и Америкой, это будет «мешать политикам обеих стран добиваться доброй воли». «Пока мы играли в перезагрузку, климат был в целом позитивный, политики, которые занимались конкретными переговорами, были настроены на конструктивную работу», — добавил Макаренко.

По его словам, главное, что сейчас надо делать — это продолжать сотрудничество в тех областях, где оно уже идет, а также пытаться улучшить общий климат взаимоотношений между Москвой и Вашингтоном.

Найти точки соприкосновения

Аналогичного мнения придерживается и политолог Сергей Марков.

«Отношения между Россией и США будут, безусловно, улучшаться, во-первых, потому что они сейчас находятся в искусственно плохом состоянии, и они оказались в этом состоянии из-за того, что наложились друг на друга президентская избирательная кампания в России, пиар-кампания Билла Браудера, который является главным автором “закона Магнитского”, президентская избирательная кампания США…», — считает Марков.

По его мнению, республиканцы, например, «стремились ухудшить внешнеполитическую позицию США для Барака Обамы, зная, что он хорошо относится к России».

«В этих условиях мелкие проблемы вышли на первый план и, по сути, дела заслонили стратегический диалог и ряд стратегических интересов России и США, среди которых, конечно, нераспространение ОМУ, борьба с экономическим кризисом, борьба с радикальными террористическими группировками и ряд других», — заявил эксперт.

Он выразил мнение, что в ближайшее время РФ и США ждут «достаточно неожиданные» улучшения, которых, по его словам, желают обе страны. «Одна из проблем заключается в том, что нужно найти конкретные пункты, по которым нужно достичь каких-то предложений», — заключил он.

Экономический потенциал

Отвечая на вопрос РИА Новости о взаимоотношениях двух стран в области экономики, замдиректора Института США и Канады по вопросам экономики Виктор Супян считает, что основными проблемами этих отношений являются асимметричность в торговле между странами и уровень торгового взаимодействия между ними.

«У нас совершенно асимметричные торгово-экономические отношения. Мы продаем в США сырье и металлы, а они нам продают готовые изделия, машины и оборудование. Мы выступаем, как страна развивающаяся, они — как страна развитая. Это главное, что не соответствует потенциалам обеих стран. Второе — сам уровень торгового взаимодействия невелик. Хотя формально США входят в десятку торговых партнёров России, но объем в прошлом году — 42 миллиардов долларов — не соответствует возможностям торговых отношений двух стран», — сказал Супян.

По его словам, сегодня США не входят даже в десятку крупнейших инвесторов в экономику РФ, хотя в 90-е годы они были первые в этом списке.

«Выгоды в развитии торговых отношений есть для обеих стран. Для нас — это американские технологии. Нам нужна модернизация нашей промышленности, и здесь часто у американцев нет конкурентов, они могли бы способствовать этому. Американцы могли бы быть заинтересованы в развитии нашего рынка. Это очень большой, очень ёмкий рынок, который явно пока недоиспользуется их торговыми компаниями и инвесторами», — сказал Супян. Эти проблемы, по его мнению, можно было бы решить путем переговоров между Москвой и Вашингтоном.