Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
7 февраля 2013, источник: Деловая газета ВЗГЛЯД

Депутаты обсуждают запрет пить в самолетах

Депутаты и эксперты обсуждают меры, которые, по их мнению, могут обезопасить воздушные перелеты от дебоширов.

Речь идет, в частности, о запрете выпивать на борту и проносить в самолет алкоголь из Duty Free. Здесь, правда, возникает ряд вопросов, убедительного ответа на которые пока никто не дает.

С конца января на рейсах российских авиакомпаний произошла целая серия инцидентов, когда ведущие себя неадекватно пассажиры ставили под угрозу безопасность полета или даже становились причиной его досрочного завершения.

В частности, на этой неделе в Приволжском следственном управлении на транспорте Следственного комитета сообщили, что в настоящее время следователи проводят доследственную проверку по факту применения 22 января насилия в отношении сотрудников полиции пассажиром самолета, находящимся в состоянии алкогольного опьянения (ч. 1 ст. 318 УК РФ и ст. 319 УК РФ – применение насилия и публичного оскорбления представителя власти).

В конце прошлой недели пьяный пассажир устроил дебош в самолете, выполняющем рейс Бангкок – Белгород. Как сообщили в областной полиции, «38-летний житель Курской области во время полета принимал горячительные напитки, купленные в магазине беспошлинной торговли в аэропорту Бангкока, нарушал общественный порядок, курил на борту, беспокоил граждан, оскорблял бортпроводников и сотрудников службы авиационной безопасности и создавал угрозу безопасности полета для 280 пассажиров».

Одновременно стало известно, что один из пассажиров прервал полет лайнера Airbus А-330 из Москвы в Пхукет. Выпивший мужчина приставал к пассажирам и экипажу, вел себя агрессивно, и экипаж вынужден был посадить самолет в Ташкенте.

В связи с этим депутаты Госдумы задумались о том, какие законодательные меры могли бы обезопасить полеты от таких пассажиров. Главным предметом обсуждения стал запрет на пронос алкоголя в самолет. Соответствующий законопроект предложил внести первый зампредседателя комитета по транспорту Виталий Ефимов. По словам вице-спикера Госдумы от «Единой России» Сергея Железняка, законопроект может быть внесен в Думу в весеннюю сессию.

«По пути запрета употребления»

Другой заместитель председателя комитета по транспорту Александр Старовойтов выступает за запрет употребления спиртных напитков в самолете. По его мнению, этот шаг может поставить точку в дискуссии вокруг инициативы о запрете проноса алкоголя на борт. «Все, кто летают, знают, что на борту самолета любой авиакомпании запрещено курение, и эта норма успешно выполняется и контролируется. Так почему бы просто не запретить употребление спиртного на борту и тем самым поставить жирную точку в этой проблеме!?» – сказал Старовойтов РИА «Новости».

По словам депутата, запрет на пронос спиртного на борт самолета ущемит права добропорядочных пассажиров, которые хотели бы привезти в подарок алкогольный напиток, но «если мы пойдем по пути запрета употребления, а не проноса, проблема исчезнет сама собой».

В настоящее время в ручную кладь можно взять алкоголь, купленный в Duty Free и запечатанный в специальный пакет. На практике многие пассажиры вскрывают пакеты в самолете и прикладываются к бутылке.

«На борт – только трезвым»

«Есть несколько аспектов этой проблемы, – рассказывает газете ВЗГЛЯД президент Фонда “Партнер гражданской авиации” заслуженный пилот СССР Олег Смирнов. – Условия полета негативно влияют на здоровье каждого находящегося на борту человека: шум, вибрация, сухой воздух с нулевой влажностью, уменьшенные порции кислорода, смена часовых поясов, солнечная радиация. И при этом еще принимать спиртное? Кроме того, один человек разопьет бутылку, и никто не обратит на это внимание, а есть тип людей, которым здоровье не позволяет это делать, а они делают, и после первой-второй рюмки превращаются в животное.

Второй аспект – поведенческий. В психологию людей, которые внезапно стали зарабатывать большие деньги, проникает вирус превосходства над другими. “У меня есть деньги, а те 290 человек, что летят со мной, – это так, челядь”.

Наконец, третье, и самое важное – вопрос безопасности полетов. Пьяный человек – это смертельная опасность для всех находящихся на борту лайнера».

«Из всего этого напрашивается вывод: пьянице на борту самолета делать нечего, – заключил он. – Если вы хотите, чтобы люди не пили перед полетом и во время полета, решайте коренным образом! – обращается Смирнов к депутатам. – Нужен закон из одной фразы: “С понедельника прекратить продажу алкоголя в системе Duty Free аэропортов нашей страны”. Но они боятся, ибо там крутятся огромные деньги.

“Надо законодательно прописать, чтобы без всяких судов негодяй, из-за которого корабль сел на запасной аэродром, оплатил стоимость этой посадки, – предлагает эксперт. – А это сумма в пределах миллиона рублей. А во-вторых, каждый пассажир, который понес потери от задержки рейса – не состыковался со следующим рейсом и заплатил за гостиницу, или у него сорвались переговоры, где должен был быть подписан крупный контракт, – получил от него сатисфакцию. Он должен оплатить все потери. Если закон будет введен, то, протрезвев, эта свинья скажет себе, своим детям, внукам и правнукам: „Ребята, на борт самолета – только трезвым. Потому что я из-за этого обанкротился“.

„Опять разговоры“

Депутат от ЛДПР Ярослав Нилов не верит, что запрет на пронос алкоголя из Duty Free решит проблему. „Сегодня и так на борту пить нельзя, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – Если вы будете пить на борту российского лайнера, вы будете нести административную ответственность. Она очень незначительная, и по ней мало кого привлекают, потому что это трудоемкое бесполезное дело. Если вы будете пить на борту иностранной компании, последствия могут быть серьезными“.

„Ничего выдумывать не надо: есть практика, когда алкоголь из Duty Free не дают покупателю в руки, а переносят на борт, и пассажир получает его при посадке, – продолжил он. – Но вопрос не только в Duty Free. Есть бары, где люди также могут принять дозу, и при заходе в самолет этого будет не видно, а на большой высоте с переменой давления, влажности реакция может быть соответствующей. Кроме того, некоторые компании продают спиртные напитки на борту.

Что значит – запретить Duty Free? А внутренние рейсы, которые не касаются Duty Free, ведь и там есть дебоши? А что делать с рейсами, которые летят в Москву? И как быть с иностранными компаниями, которые самостоятельно определяют порядок употребления алкоголя на борту?“

В прошлом году парламентарий предложил законопроект, позволяющий авиаперевозчикам вести так называемые черные списки авиапассажиров и разрешающий отказывать этим пассажирам в перелете. На данный момент, признался Нилов, документ все еще находится без движения. Впрочем, депутат предлагает также ряд других мер, которые, по его мнению, могут обезопасить пассажиров.

„Мы также предлагаем дать возможность стюардам использовать электрошокеры. Если нет возможности применить силу, то надо дебошира выводить из этого состояния электрошоком, сматывать скотчем или приковывать наручниками, и пусть он в таком состоянии находится до посадки“, – сказал он.

„За границей все четко определено: если человек поступил как дебошир, на него накладывается штраф от 15 тыс. долларов. И пассажиры подадут на него в суд иск о возмещении материального и морального ущерба. У нас же авиакомпании редко сажают борт – это серьезное решение. Во-вторых, авиакомпании не всегда хотят заниматься судебной тяжбой. И в-третьих, пилоты рассказывают следующее: по прилете, к примеру, в Египет сдать дебошира невозможно. У египетских полицейских нет претензий к дебоширу: он не дебоширил на территории Египта и не является гражданином Египта, предъявить ему нечего. Иногда сдают правоохранительным органам по возвращении в Россию, но часто, когда человек уже успокоился, его отпускают с миром, чтобы не заниматься этой писаниной“, – сказал депутат.

Олег Смирнов, в свою очередь, предлагает вводить не черные списки авиакомпаний, а разрешить им публиковать информацию о дебоширах в интернете.

„Тогда будут читать их дети, и они скажут: оказывается, никакой наш дед не бизнесмен, а пьяница и хулиган. Тогда и запрещать алкоголь не надо. Я, например, против такого категорического запрета“, – сказал он.

„Подавай в суд, взыскивай с него!“

Председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков обращает внимание, что запрет продажи алкоголя на борту, которую осуществляют бортпроводники, почему-то не обсуждается. „Когда продажа алкоголя ведется самими представителями авиакомпании с тройной наценкой, но при этом запрещают проносить свой алкоголь, – это недобросовестная практика. По информации, которая поступает к нам, те авиакомпании, которые ведут торговлю на борту, больше всех и кричат о том, что надо запретить пронос алкоголя“, – сказал он газете ВЗГЛЯД.

„Полный запрет распития алкоголя на борту можно понять. С другой стороны, в умеренных дозах алкоголь хорош как антистрессовое средство. В самолетах зарубежных авиакомпаний предлагают на выбор стакан вина или стакан сока. Если человек выпьет стакан вина, он не начнет дебоширить. Если он выпьет бутылку водки, то будет совсем другое. Я бы склонялся к тому, чтобы запретить распивать и продавать крепкие спиртные напитки“, – добавил он.

По его мнению, тема дебоширства на борту сильно преувеличена: „Дебоши, которые бы угрожали безопасности воздушных перевозок, – единичные случаи. И закон позволяет взыскать с виновника огромные деньги, которые тратятся на вынужденную посадку. Просто авиакомпании не хотят этим заниматься“.

Он напомнил, что недавно руководство компании „Аэрофлот“ призналось, что у них есть внутренний „черный список“, в который входит почти две тысячи пассажиров. „Но столько дебошей на самолетах ‘Аэрофлота’ явно не было, – обращает внимание Аншаков. – Они вносят туда людей тысячами. Дай им волю развернуться – и они будут десятками тысяч туда вносить? Понятно, что туда будут попадать, в том числе, люди, которые авиакомпании просто неудобны, в том числе потому, что, например, ‘права качают’, отстаивают свои законные требования“.

„Исторически так сложилось, что авиаперевозчики имеют в Госдуме очень мощное серьезное лобби. У нас Воздушный кодекс писали фактически под диктовку авиаперевозчиков. И российские пассажиры находятся в дискриминированном положении по сравнению с пассажирами из других стран“, – заключил председатель ОЗПП.

В аэрокомпании „Трансаэро“, экипаж одного из самолетов которой столкнулся с буйным пассажиром  в прошлом году, газете ВЗГЛЯД сообщили, что вообще запрещают распитие любых спиртных напитков, принесенных пассажиром на борт.

„Трансаэро“ выступает за использование технологии, когда алкоголь, купленный в магазинах беспошлинной торговли, пассажиры получают на руки только после прибытия самолета в аэропорт назначения”, – заявил представитель авиаперевозчика. Он подчеркнул, что в 2009 году алкоголь был изъят из ассортимента товаров, продаваемых на борту.

В компании заявили, что она поддерживает меры по усилению ответственности пассажиров за хулиганство на борту самолета.

От ответа на вопрос, практикует ли “Трансаэро” судебные иски о возмещении ущерба к пассажирам, ведущим себя неадекватно, в авиакомпании воздержались.