Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Папы дочерей поощряют сексизм. И я тожеОтец Андрей Бородкин приходит к выводу, что именно идеальный папа может стать самым страшным угнетателем
17 апреля 2013, источник: BFM.ru, (новости источника)

Указы президента подтолкнут регионы в долговую пропасть

Необходимость исполнения майских указов 2012 года президента приведет к росту долговых обязательств регионов в 2 раза — до 3 трлн рублей, не исключают в Standard&Poors. Долговая нагрузка превысит кризисные отметки 2008-2009 годов, но долговой рынок не перекроит

Прямой долг российских регионов — на муниципальном и областном уровнях — к концу 2015 года может удвоиться, с 1,4 трлн рублей в настоящее время.

Регионы вынуждены повышать долю социальных расходов из-за необходимости выполнять требования, которые содержатся в майских указах Владимира Путина по социально-экономическому развитию (рост заработных плат бюджетников и так далее).

Из-за роста социальных расходов в общей структуре бюджета у регионов сокращается гибкость в расходовании средств, фиксируют в S&P.

«По нашим оценкам, регионы уже тратят половины средств на такие цели, что расходы нельзя снизить или отменить. Если мы посмотрим на консолидированные бюджеты абсолютного большинства субъектов РФ, которые не обладают столичным статусом или большими нефтегазовыми запасами, то там расходы на зарплату с социальными начислениями могут составлять более 70% от общих расходов», — говорит BFM.ru Борис Копейкин, директор Standard&Poors направления «Рейтинги региональных и местных органов власти».

Еще одной причиной снижения гибкости аналитик называет изменение структуры и правил финансирования капитальных расходов. «Ввели дорожные фонды — эти деньги стали целевыми. Даже если вы не будете строить дороги, вы деньги не направите на что-то еще. Все большая часть капитальных расходов финансируются целевыми федеральными перечислениями. Не построили вы то, на что из федерального бюджета дали деньги, извольте их возвратить или направить на объект в дальнейшем. Вы не сможете заплатить из них зарплату».

Из-за этого аналитики S&P ожидают, что дефицит бюджетов регионов с учетом капитальных расходов может вырасти более чем в три раза — с 250 млрд рублей 2012 года до более чем 800 млрд рублей в 2015 году, прогнозируют аналитики Standard&Poors. А уровень прямого долга регионов будет расти и удвоится к 2015 году, до 3 трлн рублей.

Долговая нагрузка на бюджеты к 2014-2015 годам будет выше кризисной

Долговая нагрузка на бюджеты регионов к 2014-2015 годам будет выше, чем даже в кризисные 2008-2009 годы.

«Уже сейчас у трети регионов расходы на обслуживание и погашение выше, чем 15% от общей суммы расходов при среднем показателе по России около 7%», — говорит Борис Копейкин. — Придется ежегодно занимать все больше, чтобы справиться с растущими расходами, со всеми новыми обязательствами, которые требуются федеральным центром".

Куда пойдут за деньгами

В итоге совокупные потребности в заимствованиях (в том числе рефинансировании) превысят 1,4 трлн рублей к концу 2015 года. Это в два раза выше текущих уровней.

При этом федеральные власти неоднократно озвучивали планы по поводу сокращения бюджетной поддержки регионов. Но на покрытие текущих дефицитов в 2013-2015 году в связи с открывшимися обстоятельствами необходимо увеличить межбюджетные перечисления на 25-30% — то есть на 300 — 500 млрд рублей ежегодно, посчитали в S&P.

Регионы начнут активнее занимать на долговых рынках.

На внешний рынок заимствований сейчас имеют возможность выходить только Москва, Санкт-Петербург, ХМАО и еще несколько регионов. «Всего только четыре-пять регионов могут выйти на рынок евробондов (и крайне маловероятно, что им это нужно, и они будут это делать)», — говорит BFM.ru Максим Гребцов, главный аналитик управления анализа долговых рынков «Открытия Капитал». Остальные могут рассчитывать только на внутренний рынок облигаций и банковское кредитование.

Потенциальное повышение активности регионов на внутреннем рынке облигаций само по себе не скажется на стоимости заемных средств, считает он. Сейчас доходность на рынке региональных облигаций составляет 7,6-8% годовых для регионов рейтинговой категории BB (от BB- до BB+). Для более «слабых» регионов доходность составляет 8—8,6%, отмечает он.

«Денег действительно нужно будет достаточно много. Но чтобы возник объем предложения, серьезно превышающий спрос, сомневаюсь. В последние годы сложилась ситуация, что спрос на этом рынке в основном превышал предложение со стороны пенсионных фондов, других институциональных инвесторов, которым интересен субфедеральный риск по предлагаемым регионами ставкам. В последние годы мы видим стабильный спрос: практически все размещения проходят со значительной переподпиской по объему. Пока я особых рисков не вижу», — говорит Максим Гребцов.

В S&P ожидают, что около 70% новых заимствований будут осуществляться в виде банковских кредитов на короткий срок.

«Мы не ждем существенного удлинения сроков заимствований. Есть основания думать, что структура долга останется краткосрочной. Мы ждем, что около 70% новых заимствований будут осуществляться в виде банковских кредитов, в первую очередь краткосрочных, на год-два. Это будет приводить к тому, что риски рефинансирования будут расти для тех, кто не сможет ими правильно управлять. Это те риски, которые существенно осложнили финансовое положение регионов и муниципалитетов в 2008-2009 годах», — говорит BFM.ru Борис Копейкин.

Максим Гребцов не исключает, что госбанки могут быть вынуждены кредитовать регионы или рефинансировать под более низкие проценты по «директиве свыше». «Ряд регионов уже довел свой уровень долга до практически предельных значений, и рефинансирование через рыночные инструменты может оказаться слишком дорогим. Возможно, и поступит в каком-либо виде такая политическая директива — оказывать поддержку. Но сейчас этого нет», — говорит он.

Реформы для сильных

Уже внесенные изменения в налоговое законодательство и обсуждаемые инициативы смогут решить проблемы только части регионов, которые не находятся в группе самых проблемных, указывает аналитики S&P.

После вступления в силу законодательства о консолидированных группах налогоплательщиков ряд регионов получил больше поступлений в бюджет от налога на прибыль — к примеру, Тверская, Ленинградская, Астраханская области. А в бюджетах Москвы и Петербурга, напротив, зафиксировали снижение поступлений по налогу на прибыль. «Эти изменения уже оказали свой эффект и будут продолжать оказывать», — говорит Копейкин.

Увеличить поступления в бюджет регионы смогут, если будет введен налог на недвижимость. Сейчас эта инициатива обсуждается.

«Кто от этого в первую очередь выигрывает? Есть существенное основание думать, что в первую очередь Москва с Петербургом выиграют. А это те регионы, у которых и так доходы бюджета в расчете на жителя в несколько раз выше среднероссийских», — размышляет аналитик S&P.