Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
23 апреля 2013, источник: РИА Новости

Минобороны РФ опять не успело с оборонзаказом

МОСКВА, 23 апр — РИА Новости. Около полугода прошло с момента смены руководства Минобороны РФ, однако кардинально выправить ситуацию с контрактацией гособоронзаказа (ГОЗ) на 2013 год пока не удалось. ГОЗ-2013 выполнен лишь на 72%, несмотря на то, что Минобороны должно было завершить этот процесс по единственным исполнителям 1 марта, а по конкурсным процедурам — 15 апреля.

Большинство заказов по технике и вооружениям на этот и следующий год, тем не менее, будет сдано в срок, заверил во вторник заместитель министра обороны Юрий Борисов.

В ноябре 2012 года бывший многолетний руководитель МЧС и губернатор Подмосковья Сергей Шойгу сменил во главе Минобороны Анатолия Сердюкова, начавшего масштабную военную реформу и снятого с поста на фоне коррупционного скандала. Претензии по скорости выполнения ГОЗ во все время руководства Сердюкова были одним из главных пунктов критики его деятельности.

Не успели 

В прошлом, 2012 году Минобороны, как и годом ранее, не сумело уложиться в сроки по размещению ГОЗ — после неудачи 2011 года, когда последние контракты заключили только осенью, власти поручили военным оформить все договоры до 15 апреля. Однако к этому сроку было размещено лишь 77% всех заказов.

В 2013 году, уже после смены руководства министерства, гособоронзаказ также не удалось выполнить в срок: только летом Минобороны рассчитывает заключить порядка 85% контрактов.

Однако уже по нынешним цифрам можно сказать, что в стоимостном отношении ГОЗ выполнен больше, чем годом ранее. «На сегодняшний день подписаны новые контракты по 2013 году, и подписаны дополнительные соглашения к существующим длительным контрактам на 72,5% от объема ГОЗ-2013. Это на 136 миллиардов больше, чем в 2012 году, и в принципе превышает весь объем госзаказа 2012 года», — сообщил журналистам во вторник директор департамента вооружения Минобороны Анатолий Гуляев.

Со своей стороны Юрий Борисов, встретившийся за круглым столом с представителями крупнейших предприятий оборонно-промышленного комплекса, напомнил, что в декабре 2012 года, «когда проект ГОЗа находился в заключительной стадии формирования», Минобороны «пришлось свыше 60 миллиардов на 2013 год перераспределить». «Это было сделано с одной целью — чтобы приблизить параметры ГОЗ к параметрам государственной программы вооружений», — указал он.

Цена этого перераспределения сегодня налицо, отметил он: подписаны новые контракты по 2013 году и дополнительные соглашения к существующим длительным контрактам на 72,5% от объема ГОЗ-2013. Кроме того, около 13% заданий находятся в завершающей стадии процедуры подписания.

Некоторую задержку по заключению контрактов ГОЗ «обеспечили» вполне надежные предприятия, которые являются единственными исполнителями. «Через единственных исполнителей мы оформляем 140 заданий на сумму 67,6 миллиарда рублей. И это привело к некоей задержке, связанной с длительным периодом ценообразования перед заключением контракта», — объяснил Борисов.

Посетовал замминистра и на несовершенство законодательной базы. Так, по его словам, Минобороны пришлось работать в рамках старого законодательства, когда ремонт и модернизация техники контрактовались «по твердым ценам».

«На нас легла дополнительная нагрузка по объему кредитных договоров — в этом году под 400 миллиардов против ранее запланированных 186. По сути дала, ранее заключённые контракты приходится сегодня разрывать и заключать по новой схеме. В этом году 82 миллиарда. Это дополнительная нагрузка к объему ГОЗ, который мы должны законтрактовать. Сегодня нет постановления, которое однозначно регламентирует процентную ставку по кредиту», — сообщил Борисов, добавив, что работа с банками и предприятиями в таких случаях велась буквально «в ручном режиме».

Но вина в части случаев лежит не только на военных, добавил Борисов. Например, промышленность не представила вовремя расчетно-калькуляционные документы на некоторые заказы. На сегодня не подкрепленными соответствующими расчетами остаются документы на сумму 16,8 миллиардов рублей.

Поддержка с воздуха

Представители ОПК эти выкладки предпочли прокомментировать «живыми» цифрами. Глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаил Погосян сообщил, что оборонная промышленность передаст в 2014 году ВВС России около 100 новых боевых самолетов.

«В рамках госпрограммы вооружения мы должны в течение нескольких лет удвоить объем поставок министерству обороны авиационной техники. В 2012 году мы поставили 35 самолетов, в этом году — 60 самолетов, в 2014 году мы должны приблизиться к цифре 100 самолетов», — сказал Погосян.

Через год начнутся и государственные испытания истребителя пятого поколения Т-50. В этом году в ОАК должны завершить предварительные испытания этого комплекса и начать его опытную эксплуатацию.

«В 2014 году мы должны приступить к государственным испытаниям. Акт первого этапа госиспытания планируется выполнить в 2015 году», — сказал Погосян.

Он сообщил, что сейчас испытания проходят на шести самолетах, из которых четыре — летные, одно статическое. Еще один самолет используется в качестве комплексного авиационного стенда. «В этом году будет подключен к летным испытаниям еще один самолет, то есть летные испытания в этом году будут проходить уже на пяти самолетах», — сказал глава ОАК.

По поставкам техники в 2013 году, за исключением одной-двух позиций, все контракты с государственным заказчиком подписаны, отметил он.

Возврат из небытия

Сам Борисов, отвечая на вопросы журналистов, сообщил, что Московский институт теплотехники (разработчик ракет «Булава», «Тополь» и «Ярс») начал опытно-конструкторские работы по созданию боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК).

«Работы по БЖРК развернуты, проводит их Московский институт теплотехники. В начальной стадии ОКРы (опытно-конструкторские работы) идут, пока это не очень дорогостоящие работы — по эскизному проектированию, техническим проектам», — сказал Борисов, добавив, что стоимость работ по созданию БЖРК пока не определена.

На стадии ОКР находится и новое поколение экранопланов, однако пока их облик и место в Вооруженных силах не определены, сообщил директор департамента вооружения Минобороны Анатолий Гуляев.

Экраноплан — это хитрое техническое приспособление, нечто среднее между тяжелым самолетом и легким катером.

«Полномасштабные ОКР, в принципе, предусмотрены госпрограммой вооружений с 2016 года, но, не имея понимания по облику экранопланов, конечно, развертывать такую работу нецелесообразно», — сказал Гуляев.

По его словам, есть очень высокая степень технических рисков от создания экранопланов, поэтому требуется не только научная, но еще и техническая проработка возможности его создания. Также необходимо определить место экранопланов в решении боевых задач, и связано это, прежде всего, с созданием межвидовых группировок войск.

Кроме того, Минпромторг разработал проект развития экранопланов военного и гражданского назначения. Этот проект прорабатывается совместно с Минобороны, и по результатам этой проработки будут приняты решения об открытии опытно-конструкторских работ для военного ведомства, подытожил Гуляев.

«Невский» не опоздает

Директор департамента Минобороны по обеспечению государственных оборонных заказов Андрей Вернигора в очередной раз опроверг сообщения некоторых российских СМИ, в которых утверждалось, что сроки сдачи АПЛ «Александр Невский» сдвигаются как минимум на год — до 2014 года.

По его словам, первая и вторая серийные атомные подводные лодки «Александр Невский» и «Владимир Мономах» (проект 955, шифр «Борей») и головная многоцелевая АПЛ «Северодвинск» проекта 885 (шифр «Ясень») будут приняты на вооружение без отставаний от графика, в 2013 году.

«В этом году “Севмашпредприятие” должно сдать ВМФ не две, а три атомных подводных лодки. Это головная АПЛ 885-го проекта “Ясень” — название “Северодвинск”, и два серийных крейсера — “Александр Невский” и “Владимир Мономах”. Тот объем работ, который выполнен, вселяет уверенность в том, что эти лодки будут сданы в этом году», — сказал Вернигора.

Первый серийный «Борей» прошел весь объем заводских ходовых испытаний и в декабре 2012 года был предъявлен на государственные испытания, но они были перенесены на этот год из-за ледовой обстановки в Белом море, пояснил Вернигора. По его словам, срок сдачи «Александра Невского» — сентябрь 2013 года.

«“Владимир Мономах” выведен из цеха, и в мае на нем начинаются комплексные швартовые испытания главной энергетической установки, затем (пройдет) этап заводских ходовых испытаний, предъявление на госиспытания, и к концу года он также будет сдан. “Ясень” в этом году также ждет завершение госиспытаний с проведением стрельб, в том числе и ударным оружием, и также сдача в состав ВМФ», — подчеркнул представитель Минобороны.

Расставание с активами

Борисов отметил, что на сегодня выработан алгоритм работы военно-промышленного комплекса и Минобороны. Первый шаг, по его словам, — это передача «на откуп промышленности» все виды ремонта техники и вооружений, за исключением текущего ремонта.

«Боле того — мы готовы передать и наши активы. В основном, это предприятия “Оборонсервиса”, сосредоточенные сегодня в крупных холдингах — “Авиаремонт”, “Ремвооружение”, “Спецремонт”, “Воентелеком”», — сказал Борисов.

Уже сейчас согласован график передачи первых 40 предприятий от Минобороны к промышленности — до 30 июня все права по их управлению будут переданы. Это касается в основном, предприятий авиаремонта — они перейдут в ОАК, Оборонопром и «Алмаз-Антей». При этом военное ведомство хотело бы получить гарантии по сокращению сроков ремонта техники и «не получить взамен удорожание продукции, передаваемой на ремонт».

Второй шаг — сопровождение в течение всего жизненного цикла той или иной техники, вооружения на конкретном предприятии. По словам Борисова, продвинуться в этом вопросе удалось и с судостроителями, и с авиационной отраслью, но пока нет ни должного опыта, ни проектно-технической документации, которая есть сегодня не на все образцы техники. Но основная препона — отсутствие финансирования.

«В ГОЗ и в государственной программе вооружений такой статьи нет, поэтому мы будем вынуждены обращаться к правительству, чтобы оно поддержало нас. Мы и в этом году собираемся первые контракты жизненного цикла заключить, и в дальнейшем выделять их», — сообщил Борисов.

Также Минобороны пошло по пути воссоздания в войсках службы вооружений. По мысли Борисова, «конечный потребитель» техники и вооружений должен прямо и непосредственно доносить до изготовителя свои пожелания к разрабатываемым новинкам и претензии к уже существующим образцам.

«Тот, кто потребляет эту технику, и должен формировать все требования — по серийным поставкам, по данным, и ремонту и модернизации. Это касается и воссоздания служб материально-технического обеспечения. Много было нареканий относительно сокращения военных представительств. Мы вновь передали им ряд функций. Президентом определена численность для представительств до 25 тысяч. Сегодня по факту чуть более 9 тысяч, из них военнослужащих чуть более 6,5 тысяч», — сказал Борисов, добавив, что разработан график восстановления числа сотрудников военной приемки.