Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
«Сюрприз для Рамзана»: как живут русские в ЧечнеКак живут русские, которые там остались, и что мотивирует людей из других регионов приезжать сюда жить.
24 апреля 2013, источник: Деловая газета ВЗГЛЯД

Грузия задумалась о железнодорожном сообщении с Россией

Бидзина Иванишвили призвал к восстановлению железной дороги в Россию. Если это произойдет, это будет означать не только возобновление ж/д сообщения России и Грузии, но и деблокаду ключевого российского союзника на Кавказе – Армении. Однако решить эту задачу будет не так-то просто – и прежде всего по политическим причинам.

Движение на «абхазском участке Грузинской железной дороги в перспективе обязательно будет открыто». Об этом заявил в понедельник на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили, сообщает ИТАР-ТАСС.

«Для возобновления движения по этому участку нужно будет время, и решить этот вопрос будет нелегко, но это произойдет обязательно», – пообещал он, добавив, что будут соблюдены права всех заинтересованных сторон, и в первую очередь Грузии.

Впрочем, по словам Иванишвили, в Тбилиси «нет иллюзий, что можно быстро наладить отношения с Россией». «Моей большой мечтой, если хотите, и всей нашей политической команды в целом, является налаживание отношений с РФ. Но у нас нет иллюзий, что это может произойти очень быстро», – признал он.

«Мы шаг за шагом, правильными, дипломатическими и только мирными высказываниями и действиями обязательно сумеем наладить отношения с нашим большим соседом, – пообещал Иванишвили. – Уже есть определенный прогресс в процессе налаживания торговых и экономических отношений с РФ».

Иванишвили пообещал абхазам и осетинам не повторять ошибки предыдущих властей и не использовать силу против них, сообщает агентство «Новости-Грузия». «За последние 20 лет в отношении наших братьев – абхазов и осетин – было допущено много ошибок со стороны наших властей. Наша цель – не повторить подобное и не допустить решения вопроса силой», – заявил Иванишвили.

Напомним, железнодорожное сообщение между Грузией и Россией было прервано 14 августа 1992 года – в день начала Абхазской войны. В конце минувшего года готовность «восстановить железнодорожное сообщение с РФ через абхазский участок ГЖД в рамках стратегии по деизоляции Абхазии» выразили ряд министров Грузии. Такую возможность не исключил в январе и сам Иванишвили.

В возобновлении движения поездов через Сухум крайне заинтересована еще одна закавказская республика, традиционный союзник Москвы – Армения, которая с 1992 года остается в транспортной изоляции.

В свою очередь президент Михаил Саакашвили придерживается обратного мнения. «Отдельно рассматривать вопрос открытия этой желдороги будет антигосударственным и антигрузинским актом», – заметил Саакашвили.

«Рельсовая геополитика»

Тем временем в Грузии активно прокладывают другую железную дорогу – в обход России. Она свяжет Грузию, а также Азербайджан с Турцией. На встрече в Батуми в марте главы МИД этих трех стран подтвердили готовность открыть магистраль Баку – Тбилиси – Карс уже в текущем году. Эксперты полагают, что ускоренная реализация проекта обусловлена равнодушной реакцией Москвы на идею возобновления железнодорожного сообщения с Грузией.

Проект также невыгоден Ирану и окончательно изолирует Армению. В апреле президент Азербайджана Ильхам Алиев напомнил: «Армения изолирована и от этого проекта. Это наша принципиальная позиция. До тех пор, пока наши земли находятся под оккупацией, Армения не может быть участником никакого регионального проекта».

Зато проект выгоден Грузии, Азербайджану и Турции, составляющих этот транспортный коридор из Средней Азии в Евросоюз. Таким образом, сомкнув рельсы с Турцией, Грузия по сути перестанет остро нуждаться в железной дороге на Россию.

«Какой пограничник встретит?»

По мнению сторонников Саакашвили в парламенте, Иванишвили не должен возобновлять движение поездов через Абхазию, пока не решены политические вопросы. Один из лидеров «Единого национального движения», депутат парламента Михаил Мачавариани заявил, что для него принципиально, что участок дороги, о котором рассказал премьер, пролегает по «оккупированной территории».

«У оппозиции неоднозначная поддержка этой идеи. Какой будет статус? Кому будет принадлежать эта железная дорога? Какой пограничник встретит на российско-грузинской границе? Какая таможня? Какие документы там будут оформлять? Грузия признает только границу на реке Псоу после Адлера. Еще очень многие вопросы предстоит решить», – сказал депутат газете ВЗГЛЯД.

Депутат напомнил, что восстановление железнодорожного сообщения Тбилиси всегда увязывал с урегулированием конфликта, с возвращением беженцев. «Мы этот вопрос обсуждали с Россией еще до 2008 года, но тогда Россия блокировала этот вопрос. Сейчас мы юридически считаем, что абхазский участок – часть грузинской железной дороги. У нынешнего правительства нет ответов на многие вопросы», – отметил Мачавариани.

Депутат признает, что абхазский участок дороги все равно нужен Грузии и с экономической точки зрения. «У нас есть грузы из азиатских стран, Китая, Индии. И эта железная дорога будет работать. Но открытие этого участка – это большой политический вопрос», – указал Мачавариани. Он предположил, что премьер пока сам не представляет, как такое решение будет оформлено.

В Москве же считают, что пора начать экономическое взаимовыгодное сотрудничество, отложив на потом политические разногласия.

«Не надо ставить во главу и в качестве первого условия вопрос статуса. Как бы его нет! – сказал газете ВЗГЛЯД замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. – Абхазия считает себя суверенной республикой. Нужно взаимодействовать, и все. Делать общее дело, решать общие проблемы. И через налаживание механизма доверия постепенно выходить на этот вопрос. Решение вопроса статуса – это последний вопрос из списка. Об этом в свое время говорил Путин».

В отличие от оппозиционера Мачавариани, Жарихин предположил, что Иванишвили вполне осознает, что решать проблемы нужно именно таким образом.