Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
10 мая 2013, источник: РИА Новости, (новости источника)

Визит патриарха Кирилла в Китай укрепит отношения РФ и КНР — эксперт

МОСКВА, 10 мая — РИА Новости, Ольга Липич. Первый в истории визит патриарха Московского и всея Руси в Китай укрепит отношения двух стран и будет способствовать нормализации положения Китайской автономной православной церкви, сообщил в интервью РИА Новости замглавы отдела внешних церковных связей Московского патриархата, эксперт по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов

Патриарх Кирилл прибыл в Китай утром в пятницу, в рамках визита с 10 по 15 мая он совершит богослужения в православных храмах Китая и встретится с руководством страны.

Духовная миссия — предшественница дипломатической

«Предстоятель Русской православной церкви впервые посещает Китай. Этот визит будет способствовать нормализации положения Китайской автономной православной церкви и продолжит созидательный вклад, который Русская православная церковь на протяжении долгой истории вносила в российско-китайские отношения», — сказал Балашов.

По его словам, в российско-китайских отношениях православию принадлежит совершенно особая роль.

«Нынешний год — год 300-летия учреждения Российской духовной миссии в Китае: она осуществляла свою деятельность тогда, когда дипломатической миссии Российского государства на территории Китая еще не было. Десятилетиями духовная миссия была единственным связующим звеном между Россией и Китаем», — рассказал Балашов.

Священники миссии, добавил он, стали первыми российскими синологами, именно им были обязаны наши соотечественники первому знакомству с историей, языком и культурой Китая.

А в 1956 году РПЦ предоставила автономию Китайской православной церкви, которая стала результатом многолетней деятельности Российской духовной миссии.

Православие в Китае: современность

«И сейчас, хотя положение православия в Китае трудное, восстановить свои организационные структуры и полноценную деятельность, прерванную в годы “культурной революции”, Китайской православной церкви до сих пор в полной мере не удалось, но тем не менее Московский патриархат никогда не упразднял ее. Она существует и сегодня, есть китайские православные верующие, также в Китае проживают наши соотечественники, исповедующие православие», — сказал Балашов.

По его словам, поскольку Китайская автономная православная церковь сегодня не имеет собственного епископата, забота о верующих, которые к этой церкви принадлежат, — «особенный долг» патриарха Московского и всея Руси.

Патриарх Кирилл совершит в Китае богослужения, в которых, как надеется собеседник агентства, примут участие соотечественники и китайские православные верующие.

Патриарх также встретится с представителями государственного руководства Китая, проведет переговоры с руководством госуправления по делам религий КНР. «Целью этих контактов будет, прежде всего, содействие нормализации положения Китайской автономной православной церкви», — добавил Балашов.

Положительные сдвиги

Эксперт напомнил, что в должности главы отдела внешних церковных связей Московского патриархата (1989-2009), а затем на посту предстоятеля Русской православной церкви патриарх Кирилл «все эти годы проявляет большое внимание к теме православия в Китае».

«Ранее, в сане митрополита он неоднократно посещал эту страну, имел встречи с представителями государства, ответственными за положение религиозных общин. Результатами работы на протяжении многих лет стали определенные положительные сдвиги в положении православия в Китае, которые были отмечены на последнем архиерейском соборе Русской православной церкви, который прошел в феврале», — сказал Балашов.

Среди этих положительных сдвигов он выделил, в частности, начало учебы в духовных учебных заведениях РПЦ студентов из Китая, прибывших после официального согласования этого вопроса с госуправлением по делам религий КНР.

Представитель Московского патриархата также особо отметил совершение богослужений священниками РПЦ в некоторых городах Китая: в Успенском храме в посольстве России в Пекине и в Никольском храме в Шанхае. Кроме того, несколько раз священнослужители РПЦ имели возможность служить в Покровском храме в Харбине — одном из немногих официально действующих православных храмов в Китае. «Но, к сожалению, в этом храме нет православного священника, который мог бы совершать богослужения», — пояснил Балашов.

А в 2009 году, добавил собеседник агентства, в городе Лабдарин (автономный район Внутренняя Монголия) был освящен новый православный храм — в честь святителя Иннокентия Иркутского.

В ходе визита в КНР патриарх Кирилл также встретится с лидерами основных религиозных общин Китая, которыми считаются католическая, протестантская, буддийская, исламская и даосская.

Из истории

Первые православные поселились в Пекине во второй половине XVII века. Это были пленные казаки — защитники Албазинского острога, вместе с которыми в Пекин прибыл русский священник Максим Леонтьев. Их потомки до сих пор проживают в Китае и придерживаются веры предков. А при Петре I, в 1713 году в Пекине начала действовать Российская духовная миссия. К середине XX века благодаря трудам миссии появилось более сотни православных храмов — в Пекине, Харбине, Внутренней Монголии, Синьцзяне, Гонконге, Ханькоу, Тяньцзине.

В 1954 году было принято решение о закрытии Российской духовной миссии. Позже ее территория и имущество перешли в пользование посольства СССР в Китае. В ходе строительства посольского комплекса были уничтожены многие постройки миссии, в том числе храм Всех святых мучеников (его взорвали в 1957 году). Два других храма использовались для хозяйственных нужд.

В ноябре 1956 года решением синода РПЦ все православные храмы в Китае были переданы в каноническое ведение Китайской православной церкви, которой была предоставлена автономия, с утверждением избрания ее предстоятеля патриархом Московским.

В мае 1957 года в Москве состоялась архиерейская хиротония (возведение в сан) предстоятеля Китайской автономной православной церкви — епископа Пекинского и Китайского Василия (Шуана). Однако после смерти епископа Василия (1962), а затем и епископа Шанхайского Симеона (1965) Китайская церковь лишилась архипастырского руководства. Гонения, последовавшие в период «культурной революции» (1966-76), сделали невозможной полноценную церковную жизнь.

В феврале 1997 года синод РПЦ постановил, что, поскольку Китайская автономная православная церковь не имеет сейчас предстоятеля, впредь до его избрания поместным собором этой Церкви, в соответствии с православными канонами, «попечение о ее пастве осуществляется предстоятелем матери-церкви — патриархом Московским и всея Руси».