Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Чем известен Дмитрий Хворостовский22 ноября после продолжительной болезни скончался оперный певец Дмитрий Хворостовский
16 мая 2013, источник: Газета Коммерсантъ, (новости источника)

Госдума посмотрела на бюджет

Госдума приняла в первом чтении поправки к действующему закону о бюджете на 2013 год. Столкнувшись с затуханием экономического роста и невозможностью собрать запланированные средства от приватизации, правительство впервые за последние годы не стало увеличивать доходы и расходы госказны. Уже не надеясь на дорогую нефть, Белый дом предложил Госдуме лишь перераспределение 1,3% расходов (171 млрд руб.), треть из которых будет пущена на выполнение майских указов президента, а также морально подготовил депутатов к тому, что в нарушение бюджетного правила осенью дыру в госказне придется закрывать нефтяными деньгами.

Последние годы в мае власти после уточнения макроэкономического прогноза обнаруживают в госказне дополнительные резервы и меняют размер доходов и расходов. В прошлом году из-за пересмотра прогноза цены на нефть c $100 до $115 за баррель объем ожидаемых доходов был увеличен почти на 1 трлн руб. Сейчас Минэкономики также улучшило нефтяной прогноз — с $97 до $105, но Минфин не стал трогать ни доходную, ни расходную части бюджета. Причины этого депутатам вчера объяснил глава Минфина Антон Силуанов. Он сообщил, что ненефтегазовых допдоходов в 2013 году не будет и поэтому в соответствии с новым Бюджетным кодексом увеличивать расходы нельзя. Дополнительных же денег не будет из-за ухудшения ситуации в экономике — замедления роста ВВП с 3,7% до 2,4%, сокращения инвестиций, падения прибыли предприятий и импорта.

Так что пока Минфин предложил Госдуме лишь перераспределение 171 млрд руб., изысканных в бюджете за счет экономии на расходах и разморозки кризисного резерва. Напомним, всего на непонадобившиеся антикризисные мероприятия зарезервировано 200 млрд руб. Сейчас они будут разблокированы и выделены получателям (в частности, фонду ЖКХ), но при этом 45 млрд руб. из этой суммы будут перераспределены. Кроме того, за счет экономии на расходах (речь, в частности, идет о не потраченных в 2012 году трансфертах Пенсионному фонду и средствах на обслуживание госдолга) будут перераспределены еще 126 млрд руб. Потрачен этот 171 млрд руб. будет на социалку и сельское хозяйство. В исполнение прошлогодних майских указов президента 50 млрд руб. уйдет в регионы на строительство детских садов. Кроме того, 42 млрд руб. достанутся аграриям (на возмещение процентов по кредитам, субсидии производителям мяса и зерна), 10 млрд руб.-- РЖД (на компенсацию убытков от пассажирских перевозок).

Примечательно, что в предложенных Думе поправках Минфин не решился на ранее анонсированное изменение источников финансирования дефицита госказны. Напомним, дефицит в размере 0,8% ВВП в 2013 году должен быть закрыт за счет двух основных источников — внутренних займов и приватизации. Однако Росимущество предупредило Минфин, что из ожидавшихся от продажи госсобственности 427,7 млрд руб. на деле бюджет получит лишь 60 млрд руб. Главная причина — решение проводить приватизацию части госкомпаний не через продажу пакетов, а через допэмиссию (при таком варианте деньги достаются корпорациям, а не бюджету). В конце апреля Антон Силуанов сообщал, что образующуюся из-за этого дыру в бюджете предполагается закрыть нефтегазовыми доходами, которые должны были попасть в Резервный фонд. Всего фонду в этом году должно было достаться 516 млрд руб. Однако 367 млрд руб. из этой суммы решением правительства могут быть направлены на замещение поступлений от приватизации — и Резервному фонду достанется всего 149 млрд руб.

Эти заявления своего подтверждения в принятых вчера поправках к бюджету не нашли. Не торопя события (осенью госказну ждет минимум еще одна правка), Минфин оставил в источниках закрытия дефицита прежние 427 млрд руб. от приватизации и сохранил план пополнения Резервного фонда на 373 млрд руб. «Пока мы предлагаем не менять структуру источников финансирования дефицита»,-- сказал депутатам министр. Причин этого решения он называть не стал, но они очевидны. Пока по итогам трети года проблем с текущим исполнением госказны нет (дефицит января--апреля составил всего 0,4% ВВП) — и что на самом деле в этом году будет происходить с приватизацией, тоже неясно. Еще одна причина осторожности Минфина — желание избежать упреков в отходе от бюджетного правила, устанавливающего: все нефтегазовые допдоходы должны накапливаться, а не расходоваться.

Как уже писал «Ъ», формально правило не нарушается. Правительство вправе направлять нефтегазовые деньги на замещение источников финансирования дефицита, что ранее дало министру основание утверждать, что отступления от правила не происходит. Впрочем, вчера о проблемах правила говорил лишь председатель Счетной палаты (СП) Сергей Степашин — депутатов эта тема не заинтересовала. По его словам, падение темпов роста экономики усиливает риски недопоступления бюджетных доходов (по итогам первого квартала бюджет недосчитался 316 млрд руб.). «В этой ситуации бюджетное правило может потерять свою актуальность, так как законодательство позволяет направлять дополнительные нефтегазовые доходы не в Резервный фонд, а на замещение доходов»,-- заявил глава СП.

Во втором чтении Госдума намерена рассмотреть законопроект уже через неделю, 22 мая.

Вадим Вислогузов