Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
17 мая 2013, источник: Газета Коммерсантъ

Чиновников выведут на крыши

Вслед за президентом и премьером обладателем собственной вертолетной площадки может стать министр обороны Сергей Шойгу. Как стало известно «Ъ», первая такая площадка может появиться на крыше здания Минобороны на Знаменке, а в перспективе и других госструктур, в частности МВД и МЧС. Профинансировать проект, инициированный ВИАМ и Минпромторгом, готов Внешэкономбанк (ВЭБ).

Источник «Ъ», близкий к Минпромторгу, рассказал, что подведомственное министерству ФГУП «Всероссийский институт авиационных материалов» (ВИАМ) инициировало проект «Взлет» по сооружению на крышах зданий госструктур вертолетных площадок. По словам собеседника «Ъ», речь идет о площадках «из полимерных композиционных материалов». Наряду с ВИАМ в проекте участвуют «Союзкомпозит», ООО «Фундаментстрой» и ОАО «НИИ Графит» (входит в «Росатом»). «Пилотный проект предполагает строительство вертолетной площадки на крыше здания Минобороны. У проекта имеется поддержка со стороны “Спецстроя России”»,-- утверждает собеседник «Ъ». К «подтвержденным потребителям» он также отнес федеральные органы исполнительной власти и силовые структуры, в первую очередь МВД и МЧС.

Вертолетные площадки вошли в перечень проектов в области разработки и применения композиционных материалов, который Минпромторг в апреле направил ВЭБу. Госбанк, по данным источника «Ъ», уже провел ряд встреч с инициаторами проектов, по результатам которых было отобрано семь, в том числе «Взлет». «Госбанк выразил готовность рассмотреть возможность финансирования данных проектов»,-- утверждает собеседник «Ъ». В аппарате правительства знают об инициативе Минпромторга. Там «Ъ» сообщили, что министерство действует в соответствии с поручениями, зафиксированными в протоколе совещания у заместителя главы аппарата правительства Максима Акимова по вопросу финансирования проектов, связанных с производством и потреблением композиционных материалов. Протокол датирован 20 марта, уточнил источник «Ъ» в Белом доме.

В числе предварительно отобранных ВЭБом проектов помимо «Взлета» оказались реконструкция здания санатория Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (проект «Хоста», технология восстановления объектов промышленного и гражданского строительства); реконструкция моста на автомагистрали М4 "Дон" (проект «Реконструкция») и строительство пешеходных переходов из цельнокомпозиционных пролетных строений (проект «Переход»). ВЭБ предложил инициаторам (те же, что и у «Взлета») объединить их в единый проект, общая стоимость которого будет соответствовать количественным критериям, утвержденным меморандумом ВЭБа, рассказали собеседники «Ъ».

В Минпромторге «Ъ» подтвердили, что среди проектов производителей композиционных материалов, которые курирует министерство, есть «Взлет». В ВЭБе признают, что знакомы с проектами. «Банк действительно отобрал семь проектов для проведения экспертизы. Мы ожидаем инвестиционных предложений по заявленным проектам»,-- сообщили «Ъ» в пресс-службе госбанка. В ВИАМ от комментариев отказались, сославшись на закрытый характер работы ФГУПа.

Еще в 2012 году мэрия Москвы разработала городскую программу развития транспортной системы на 2012-2016 годы, где содержится пункт о развитии в столице воздушного транспорта. В совместной программе правительства города и Минтранса по развитию московского транспортного узла есть пункты о воздушном транспорте: чиновники планируют создать сеть вертодромов из 10 в черте города, еще 40 — в Подмосковье.

Развитие системы так называемого воздушного такси в городе чиновники стали лоббировать, после того как для своих передвижений вертолеты стали использовать первые лица страны, говорит управляющий партнер Blackwood Константин Ковалев. Прошлой осенью президент и премьер решили освободить московские дороги от своих кортежей путем более частого использования вертолетов. В марте была введена в строй вертолетная площадка перед центральным входом в Дом правительства (со стороны Краснопресненской набережной), которой уже воспользовался Дмитрий Медведев. А вчера пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил о готовности вертолетной площадки в Кремле (подробнее см. материал на стр. 3).

По словам господина Ковалева, застройщики многих небоскребов в Москве изначально закладывают в проектной документации строительство на крышах вертолетных площадок, что повышает капитализацию построенного здания. Объем затрат на создание такой площадки может составлять 5-10 млн руб., отмечает эксперт. Как пояснили «Ъ» в Ассоциации вертолетной индустрии, строительство вертолетных площадок на крышах жилых зданий закреплено в СНиП, поскольку основным назначением таких площадок является эвакуация людей, а не базирование частных вертолетов. Другой собеседник «Ъ», знакомый с проектом ВИАМ, уточняет, что в данном случае площадка будет стоить «в разы больше» в силу использования композитов и необходимости приема тяжелых вертолетов — в частности, потребуется укреплять здания.

Тем более что пока воздушное пространство над Москвой закрыто. Глава общественной организации пилотов и владельцев воздушных судов Владимир Тюрин пояснил «Ъ», что над Москвой (в границах МКАД) установлена запретная зона до высоты 8100 м. Для осуществления полетов в пределах зоны необходимо получить разрешение у «лица, в интересах которого установлена запретная зона». Речь идет о правительстве Москвы. Такое разрешение выдается для выполнения полетов силовыми структурами и спасательными службами, а для коммерческих и частных полетов получить его очень непросто. Этот запрет уникален, подчеркивает эксперт: полеты над всеми крупными столицами других стран разрешены.

Елена Киселева, Халиль Аминов, Елизавета Кузнецова