Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
21 мая 2013, источник: РИА Новости

От Касьянова до Медведева: как Путин критиковал свои правительства

МОСКВА, 21 мая — РИА Новости, Григорий Дубовицкий. Во вторник правительству Дмитрия Медведева исполняется год — кабинет, сформированный в мае прошлого года, подбирался непросто и в сравнении с предыдущим составом обновился на три четверти. За год работы кабмин понес ряд потерь и столкнулся с серьезной критикой. Критике подвергалась и работа всего правительства, и деятельность отдельных министров

Президент Путин, несмотря на волну слухов о скорой отставке правительства, считает потенциал кабинета реализованным не до конца. В ходе «прямой линии» он заявил, что многократно слышал различные призывы — то одного министра уволить, то другого, или правительство целиком отправить в отставку, однако делать этого пока не собирается, поскольку кадровая чехарда ни к чему хорошему не приведет. Интересные вопросы, ключевые заявления и комментарии экспертов в ходе «прямой линии» Владимира Путина — в репортаже РИА Новости.

Медведев, говоря о работе своего правительства, отметил, что оценки можно давать разные. Страна развивалась, и, несмотря на падение экономического роста, «многие очень важные макроэкономические параметры остаются в нормальном состоянии», сказал он журналистам. Давний оппонент Медведева, которого некоторые эксперты прочат в его преемники на посту премьера, экс-глава Минфина Алексей Кудрин напротив считает работу кабинета министров «неудовлетворительной». По его словам, России потребуется минимум три года, а то и пять лет, для выхода из стагнации и перехода к эффективной экономике.

Как стало известно РИА Новости, президент Владимир Путин не будет проводить отдельной встречи в связи с годовщиной правительства. Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков сказал, что президент регулярно встречается с премьером и членами кабмина.

Правительство Касьянова: контракт с президентом

Совместная работа президента Путина и премьера Касьянова в начале двухтысячных, как это часто бывает между первым и вторым лицом в государстве, начиналась на позитивной ноте. Путин, который к тому времени хорошо знал Касьянова по совместной работе в правительстве, став и.о. президента, назначил последнего первым вице-премьером и фактически исполняющим обязанности главы кабинета. Вскоре Касьянов получил благодарность Путина за соглашение с Лондонским клубом о реорганизации долгов бывшего СССР.

«Это — очень хороший результат. Это выгодно стране», — заявил тогда и.о. президента.

Утверждение на посту премьера в парламенте прошло без проблем — у депутатов выходец из Госплана и опытный переговорщик Касьянов не вызывал «аллергии».

Экономическая ситуация также не давала серьезных поводов для критики: в стране начался рост производства, платежи по долгам шли своевременно, стала гаситься задолженность по зарплатам, досрочно повысили пенсии. Тем не менее, в соответствии с российской политической традицией, говорить об отставке правительства Касьянова начали спустя меньше года после формирования кабинета. Поводом к тому мог быть президентский упрек в слишком низких темпах экономического роста и недостаточно амбициозных планах правительства, попытка вынесения вотума недоверия Госдумой или просто очередной отпуск. В последний год работе правительства мешали серьезные публичные разногласия между премьером и ключевыми министрами. Каждое из них поднимало новую волну публикаций о «неминуемой» отставке кабинета Касьянова.

Позднее, в декабре 2011 года, когда Касьянов уже был одним из лидеров оппозиции, Путин подробно рассказал о причинах разногласий в правительстве.

«Многие уважаемые в либеральных кругах члены правительства РФ (глава МЭРТ Герман Греф и министр финансов Алексей Кудрин) говорили: “Мы с этим жуликом работать не будем вместе — или он, или мы. Но поскольку доказательств этого не было, кроме межличностных симпатий или антипатий, я ничего не видел, я позволил ему доработать до конца своего срока”, — добавил он.

Конец срока Касьянова наступил для него и для большинства россиян внезапно — в феврале 2004 года, за три недели до президентских выборов. Президент распустил правительство, назвав отставку “практически плановым мероприятием”, и объяснил ее политическими и административно-организационными причинами.

Путин пояснил, что хочет заранее познакомить общественность с человеком, который займет пост премьера (им стал Михаил Фрадков), добавив, что намерен избежать “подвешенного” состояния высшего исполнительного органа страны на фоне административной реформы и переутверждения кабинета министров.

Касьянов назвал отставку правительства неожиданной, но “почти плановой”.

“Я ухожу. Контракт, который заключили Владимир Путин и я в январе 2000 года, полностью исполнен”, — заявил экс-премьер журналистам. При этом он подчеркнул, что “никакой трагедии или душевной травмы у него нет”.

Правительство Фрадкова: планы без движения

Кандидатура Михаила Фрадкова, представителя РФ при Еврокомиссии в ранге министра, оказалась не менее неожиданной, чем новость об отставке предыдущего премьера.

“Это должен был быть высокопрофессиональный порядочный человек, имеющий хороший опыт работы в различных отраслях государственной деятельности. Мы пришли к единому мнению, что это Михаил Фрадков”, — говорил Путин в марте 2004 года о критериях, исходя из которых он искал главу правительства на свой второй президентский срок.

Первые шаги Фрадкова в новой должности президент оценивал положительно. По его словам, работа по реорганизации правительства не мешает его председателю вырабатывать содержательные решения экономического, социально-политического характера и продвигать их в жизнь.

В следующем году, несмотря на появившиеся слухи о недовольстве премьером и разногласиях главы кабмина с министрами, Путин публично выразил Фрадкову полную поддержку.

“Не считаю, что премьер чем-то себя скомпрометировал. Что касается критики правительства, то она есть в любой другой стране. Я особенно не слежу за этим. Я способен объективно оценить то, что он делает”, — сказал президент журналистам.

Говоря о дискуссиях между премьером и членами кабинета, он добавил: “Не думаю, что дискуссия — лучший способ организации этой работы, но он имеет на это право”.

Однако темпы работы правительства Фрадкова постепенно перестали устраивать Путина. В марте 2006 года его недовольство вызвала медленная работа по снижению инфляции и высокий рост тарифов ЖКХ. “Разговоров много (о снижении инфляции), а результат пока не тот, который мы ожидаем. Прошу также обратить внимание правительства на проблему роста тарифов на ЖКХ”, — сказал президент.

В ноябре того же года глава государства констатировал, что кабинет министров так и не выполнил планы по развитию энергетики в стране. “Почти ничего не сделано. Планы есть по реализации, и движение, надеюсь, есть какое-то. Но окончательной реализации нет ни по одному пункту”, — сказал он на совещании по проблемам обеспечения энергоресурсами экономики.

За неделю до отставки в сентябре 2007 года президент подверг резкой критике правительство за плохое выполнение его поручений по развитию Камчатки.

“Вот перечень поручений. Ни шиша вы не сделали. Почему?” — спросил Путин членов правительства.

Это стало последним публичным упреком кабинету министров Фрадкова, но вряд ли последней каплей, переполнившей чашу терпения Путина. Президенту и раньше нередко приходилось лично вмешиваться в экономическое управление страной, которое является прерогативой правительства, что воспринималось некоторыми аналитиками как знак неполного доверия Фрадкову со стороны президента. В частности, это касалось вопросов реформирования естественных монополий, крупнейших сделок, решения ряда социальных проблем. Также премьера обвиняли в том, что он нередко затягивал многие структурные реформы, а его разногласия с многими членами экономического блока правительства нередко выплескивались на публику в виде обмена взаимными колкостями на заседаниях кабмина.

Самым громким провалом правительства Фрадкова стал процесс так называемой “монетизации социальных льгот”, когда власти решили заменить предоставление ряда социальных услуг населению (бесплатные лекарства, проезд на общественном транспорте, лечение и другие услуги) денежными выплатами с тем, чтобы повысить их адресность. Путин не раз констатировал недоработки правительства в этом вопросе.

Видимое ослабление позиций Фрадкова произошло весной 2006 года, когда первым вице-премьером, ответственным за национальные проекты, был назначен глава администрации Путина и его ближайший соратник Дмитрий Медведев. После того, как в феврале 2007 года еще одним первым вице-премьером стал министр обороны Сергей Иванов, политологи практически в один голос заговорили о том, что вопрос ухода председателя правительства практически решенный. Отставка была оформлена по собственному желанию: на встрече с Путиным Фрадков сказал, что покидает пост, чтобы у президента накануне выборов была “полная свобода в выборе решений, включая кадровые”.

Правительство Зубкова: предвыборный премьер

Объясняя выбор кандидатуры Зубкова на пост премьера, Путин отметил, что Зубков — “настоящий профессионал с характером и с производственным опытом”. Президент отметил, что в период выборов “в России нужен такой человек — порядочный, здравомыслящий, мудрый”. Тем самым глава государства как бы заранее дал понять, что новый состав правительства после президентских выборов возглавит кто-то другой.

Позднее не имевший президентских амбиций Зубков, назвал выдвижение первого вице-премьера Дмитрия Медведева на пост главы государства “удачным выбором”, а предложение Путину возглавить правительство “понятным и логичным”.

Работа обновленного правительства, который покинули глава Минэкономразвития Герман Греф и самый критикуемый из министров глава Минздрава Михаил Зурабов, на первом этапе вызывала одобрение президента.

“Пока давать оценки преждевременно, но в целом настрой на работу хороший… Новый премьер-министр Виктор Зубков очень активно взялся за дело, уже совершил поездку по стране, с регионами из Москвы работает самым активным образом… В целом, у меня позитивное впечатление”, — сказал Путин в сентябре 2007 года.

В феврале Путин подтвердил, что Зубков со своей работой справился.

“Что касается назначения Виктора Зубкова главой правительства, то это было связано с обеспечением эффективной работы правительства РФ в предвыборной период. И эта задача достигнута”, — сказал президент на большой пресс-конференции.

Тем не менее эпизодически Путину, как и в случае с кабинетом Фрадкова, приходилось торопить Зубкова и его подчиненных. Так, в ноябре 2007 года он поручил ускорить работу по определению места строительства объектов к саммиту АТЭС во Владивостоке в 2012 году. В апреле 2008 года глава государства потребовал ускорить работу по повышению зарплат бюджетникам.

“Обращаю ваше внимание на то, что в некоторых ведомствах есть задержки. Исхожу из того, что решения подобного рода надо проводить в жизнь гораздо более оперативно”, — сказал президент премьеру.

Впрочем, оснований для досрочной отставке главы кабмина у Путина не было и Зубков, как и планировалось, вместе с министрами покинул свой пост в день инаугурации Дмитрия Медведева 7 мая 2008 года.

“Переходное” правительство Зубкова проработало менее восьми месяцев на фоне роста цен на сырье и продовольствие во всем мире. При этом правительству так и не удалось удержать инфляцию в запланированных рамках. Эту неудачу признал сам Зубков. Не смог принять кабинет министров и активных мер по борьбе с коррупцией, которых от него ожидали многие.

Правительство Медведева: три отставки за год

О намерении назначить Дмитрия Медведева премьер-министром в случае победы на президентских выборах Путин объявил почти за восемь месяцев до вступления в должность главы государства — в сентябре 2011 года. Возвращению в Кремль предшествовало обещание значительно обновить состав кабинета министров.

Вопросу формирования правительства президент уделил приоритетное внимание. Ради этого он отказался от участия в саммите G8 в США, где Россию представлял только что назначенный премьер Медведев.

Рейтинг членов правительства Медведева\: драйверы, прорабы, реформаторыhttp://ria.ru/infografika/20130520/938373998.htmlРейтинг членов правительства Медведева: драйверы, прорабы, реформаторыЧерез две недели после инаугурации указ главы государства от 21 мая зафиксировал значительные перемены в Белом доме: полностью обновился социально-экономический блок, ушел “силовик” времен Фрадкова, глава МВД Рашид Нургалиев и “долгожитель” правительства глава МЧС Сергей Шойгу. На должности прежних министров назначили в основном их бывших заместителей, отчего кабинет Медведева назвали “правительством замов”. Члены старой команды без работы не остались — почти все они получили должности помощников и советников в администрации президента.

Сразу после вступления в должность главы государства Путин дал новому правительству целый ряд амбициозных поручений. В частности, правительство РФ должно в течение шести лет принять меры для повышения производительности труда в России в 1,5 раза, создания 25 миллионов модернизированных рабочих мест, а также увеличения доли наукоемкой продукции в общем объеме ВВП России на 30%. Также президент определил пакет государственных программ, которые правительство должно утвердить к концу текущего года. В частности, речь шла о госпрограммах “Развитие здравоохранения”, “Развитие образования”, “Культура России”, “Социальная поддержка граждан”, “Развитие науки и технологий” и “Развитие транспортной системы”.

Путин не раз подчеркивал, что в основу поручений положены его предвыборные обещания, за которые проголосовали избиратели и, следовательно, их выполнение является безусловным приоритетом для кабинета министров. “Майские указы”, как оказалось позднее, стали играть ключевую роль в отношениях президента и правительства и главным критерием оценки эффективности его работы.

Первый тревожный звонок прозвенел для чиновников в сентябре. На совещании по проекту бюджета-2013 Путин раскритиковал министра регионального развития Олега Говоруна, министра образования и науки Дмитрия Ливанова и главу Минтруда Максима Топилина, которые не предусмотрели средств для выполнения указов. За критикой последовал выговор — беспрецедентная дисциплинарная мера, к которой президент ранее не прибегал. “Многим кажется, что они (министры) и так все знают, но нужно, чтобы они понимали”, — пояснил позднее Путин свое решение.

Длившаяся почти месяц после этого интрига, связанная с главой Минрегиона, заболевшим после выговора президента, завершилась сообщением о добровольной отставке министра. На его место был назначен экс-губернатор Костромской области Игорь Слюняев. Спустя два месяца Путин отметил, что “никого не выгонял”, а Говорун после нескольких первых недель работы “начал ставить вопросы, что он не туда попал”.

В ноябре “не туда попал” министр обороны Анатолий Сердюков, когда в подведомственной ему организации “Оборонсервис” вскрылись многомиллиардные хищения. Под следствием оказались протеже и родственники Сердюкова, а сам министр был отправлен в отставку “для обеспечения объективности расследования”. В настоящее времени он проходит по делу как свидетель.

По словам Путина, о нарушениях в Минобороны ему доложили, лишь когда он занял пост главы государства. После этого было принято решение уволить министра, занимавшего должность еще во время предыдущего президентского и в течение всего премьерского срока Путина. На смену ему из “запаса”, с должности губернатора Подмосковья, верховный главнокомандующий призвал Сергея Шойгу, восстановив его в звании “генерала армии”. Именно проверенной “старой гвардии” Путин доверил реализацию масштабной программы по модернизации армии и ОПК, на которую до 2020 года должно быть выделено более 20 триллионов рублей.

Очередные претензии в адрес членов правительства прозвучали в конце ноября. На заседании президиума Госсовета, посвященном решению проблем Дальнего Востока и Забайкалья, Путин заявил, что министерство по развитию региона пока не оправдало своего предназначения. Как отметил глава государства, в ведомстве есть “размывание ответственности и провалы в работе”, а систему управления развитием Дальнего Востока “нельзя признать эффективной”. Оргвыводов после критики не последовало, а глава ведомства Виктор Ишаев пообещал работать лучше.

Нарастающую волну слухов о трениях между президентом и правительством Путин попытался погасить лично во время большой пресс-конференции в декабре. “В целом работой премьера и правительства доволен”, — сказал глава государства. Он напомнил, что Медведев ранее занимал пост главы государства, и выразил уверенность, что “колоссальный опыт будет применен и использован Дмитрием Анатольевичем на новом месте работы”. Премьер в свою очередь назвал отношения кабинета министров и главы государства “нормальными, рабочими, приличными отношения, такими, какие и должны быть между президентом и правительством”.

Спустя несколько дней на итоговом расширенном заседании кабинета министров 27 декабря президент заявил, что этап становления правительства успешно пройден, создана работоспособная деловая, высокопрофессиональная команда. По его мнению, прежде всего это заслуга председателя правительства. Путин также отметил слаженность работы администрации президента и кабинета министров и выразил надежду на продолжение такой же работы во время всего отведенного конституционного срока.

В новом году у президента появился новый повод для жесткого разговора с чиновниками после того, как к в феврале к нему попали данные о многократном росте тарифов на услуги ЖКХ в ряде регионов страны. Отвечать за произвол муниципальных властей пришлось главе Минрегионразвития Игорю Слюняеву. Однако запутанные объяснения недавно назначенного министра приняты не были. “Граждан это совершенно не интересует!.. Идите и объясните людям, почему они в январе или в декабре, в ноябре должны были платить такие деньги, а в январе, феврале — вот такой скачок! В отдельных муниципалитетах на 200 с лишним процентов. С ума сошли, что ли?!” — возмутился Путин.

Какое-то время правительство не давало президенту серьезных поводов для критики, однако под удар попали подконтрольные кабмину структуры. Своих должностей лишились вице-президент Олимпийского комитета РФ, руководитель “Курортов Северного Кавказа” Ахмед Билалов (за срыв сроков строительства спортивных объектов в Сочи) и глава Рослесхоза Виктор Масляков (за критическое, по словам Путина, состояние дел в отрасли).

Едва не стало сенсацией совещание, которое президент провел в Элисте 16 апреля — за день до отчета правительства в Госдуме. Встреча была посвящена проблеме ветхого и аварийного жилья, которую федеральные и региональные власти решают неудовлетворительную. Часть беседы проходила без прессы, но на следующее утро издание “Лайф ньюс” опубликовало смонтированное из нескольких высказываний президента видео с закрытой части. На записи Путин подчеркнул, что принятые решения должны выполняться, назвав работу чиновников “поверхностной”. “Если мы этого не сделаем (не выполним решения), надо будет признать, что либо я работаю неэффективно, либо вы все плохо работаете, и вам всем нужно уйти. Обращаю ваше внимание на то, что на сегодняшний день я склоняюсь ко второму варианту”, — заявил президент.

Издание расценило эти высказывания как намерение отправить в отставку правительство, однако вскоре пресс-секретарь главы государства пояснил, что слова Путина были адресованы губернаторам, а не министрам. На отчет Медведева в Госдуме история с “фальстарт-отставкой” не повлияла — президент оценил его положительно.

Спустя неделю Путин еще раз публично выразил поддержку Медведеву и членам его команды. В ходе “прямой линии” главу государства спросили, не пора ли отправить в отставку некоторых министров, в частности министра образования Дмитрия Ливанова, ухода которого добиваются все думские фракции. Президент согласился, что “спрос со всех уровней власти должен быть жестким”, но обратил внимание на то, что правительство не работает еще и года. В то же время “кадровая чехарда”, по его словам, принесет больше вреда, чем пользы.

“Нужно дать людям реализовать себя. Или понять, что кто-то не в состоянии этого сделать. Но за год этого невозможно понять. Колоссальный объем ответственности и работы”, — пояснил Путин.

Срок, за который министры должны реализовать себя, президент определил позднее на совещании 7 мая, где обсуждалось выполнение “майских указов”. Путин потребовал от чиновников прекратить “бумажки и отписки”, в течение месяца составить план исполнения поручений и в конце года лично доложить ему о результатах. Тональность высказываний главы государства не оставляла сомнений, что судьба министров будет напрямую зависеть от того, как они справятся с поставленной задачей. Непосредственно на самом совещании, вопреки ожиданиям, президент не стал принимать никаких кадровых решений.

Однако уже на следующий день в Кремле взорвали “информационную бомбу”, опубликовав указ об увольнении руководителя аппарата правительства РФ вице-премьера Владислава Суркова. Чиновник ушел по собственному желанию и пообещал позднее назвать причины, по которым это сделал. По официальной версии, отставка была связана с исполнением майских указов президента, хотя заявление было написано еще 26 апреля, то есть за две недели до совещания в Кремле. Уход вице-премьера совпал по времени с расследованием уголовного дела о хищениях в фонде “Сколково”, деятельность которого он курировал. Скандальность ситуации добавила жесткая публичная пикировка Суркова с официальным представителем Следственного комитета РФ Владимиром Маркиным по этому поводу.

Неожиданное увольнение вице-премьера, занимавшего руководящие должности в Кремле и кабмине на протяжении почти 14 лет, породило очередную волну слухов о том, что эта отставка не последняя и “кресла шатаются” под многими другими членами правительства. Впрочем, и в Кремле, и в Белом доме либо не комментируют, либо опровергают такого рода информацию.

За первый неполный год работы Медведев лишился двух министров и одного заместителя. Таких кадровых потерь не нес прежде ни один премьер. Сколько членов правительства сохранят свои должности до отчета президенту в конце года и сколько сохранят их после, зависит в первую очередь от эффективности работы министров. По крайней мере, именно по этому критерию Путин обещал оценивать работу чиновников.