Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
21 мая 2013, источник: РИА Новости, (новости источника)

Директор ГИМ боится, что воссоздание ГМНЗИ поднимет тему реституций

МОСКВА, 21 мая — РИА Новости. Директор Исторического музея Алексей Левыкин уверен, что тема воссоздания ликвидированного в 1948 году Государственного музея нового западного искусства, в рамках которой обсуждается перемещение части коллекции Эрмитажа в Москву, может поднять волну требований возвращения ценностей, национализированных после революции 1917 года или перемещенных после Второй мировой войны

«Я боюсь прецедента, потому что этим могут воспользоваться не только музеи, например, Гатчина, которая будет обращаться к Павловску и Эрмитажу. Это еще раз может разбудить ту тему, которой мы боимся — реституций Запада, который тоже требует справедливости и реабилитации», — сказал он на расширенном заседании экспертного совета при Минкультуры во вторник.

По его словам, также могут последовать и претензии частных лиц. «Если мы говорим о воссоздании музея с коллекциями Щукина и Морозова, то они, наверное, не собирались вместе и не принимали решение о создании ГМНЗИ. На уровне реабилитации, на уровне репрессий он был создан из конфискованных коллекций», — отметил Левыкин.

На заседании в министерстве культуры Антонова еще раз высказала готовность передать находящуюся сейчас в ГМИИ им. Пушкина свою часть коллекции во вновь создаваемый музей. Она рассказала, что в ее предложении нет противоречия Федеральному закону №54 ФЗ, согласно которому музейные коллекции должны быть неделимы. По ее словам, наоборот, воссоздание музея будет торжеством справедливости, ведь разделенные дореволюционные коллекции объединятся вновь.

Потомок Морозова Пьер Коновалофф, часть коллекции которого вошла в ГМНЗИ, в 2009 году подал иск к Йельскому университету, в котором потребовал возвращения картины «Ночное кафе» ван Гога, проданной советским правительством. В сентябре 2011 года окружной суд в Нью-Йорке отклонил жалобу. А в 2008 году он чуть не сорвал выставку «Из России: французские и русские шедевры живописи 1870-1925 годов» в Лондоне, что инициировало принятие в Великобритании закона, защищающего экспонаты российских выставок от арестов.