Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
22 мая 2013, источник: Российская газета

Тяжелые атомоходы «Акула» проекта 941 будут утилизированы

Вчера появились сообщения, что две последние серийные тяжелые атомные подводные лодки проекта 941 «Акула» все-таки пустят под нож.

Со ссылкой на анонимный источник в кораблестроительной отрасли информагентства объяснили это решение несколькими причинами. Прежде всего атомоходы Северного флота «Архангельск» и «Северсталь», которые подлежат утилизации, несли боевую службу не один десяток лет и выработали свой эксплуатационный ресурс. К тому же под них на флоте уже нет боекомплекта.

В свое время по международным обязательствам Россия уничтожила 78 ракет РСМ-52, которыми вооружали эти подводные корабли, в том числе и данное обстоятельство стало серьезной причиной для вывода лодок в 2004 году из боевого состава ВМФ и зачисления их во флотский резерв.

Девять лет «Архангельск» и «Северсталь» стояли без движения у причальной стенки в городе Заозерске Мурманской области. И все это время минобороны, как положено, выделяло немалые средства для поддержания в нормальном состоянии систем их жизнеобеспечения. Дальше не тратиться впустую адмиралы не хотят, поэтому подводные лодки наконец решили утилизировать.

Чтобы проверить эту информацию, корреспондент «РГ» позвонил в минобороны. Там подтвердили — «Архангельск» и «Северсталь» действительно будут списаны.

— Модернизировать атомоходы проекта 941 — слишком дорогое удовольствие. Деньги лучше пустить на строительство новых подлодок четвертого поколения и проектирование атомных подводных крейсеров пятого поколения. «Акулы» погоду на флоте давно не делают.

Боевую службу сейчас несут атомные ракетные крейсеры стратегического назначения, многоцелевые подлодки и модернизированные дизель-электрические субмарины проекта «Варшавянка». Так что утилизация «Архангельска» и «Северстали» никакого ущерба боеготовности флота не нанесет, объяснили «РГ» военные.

Напомним, что еще в советские времена было выпущено шесть серийных атомоходов проекта 941. Это были самые большие в мире подлодки, которые несли по 20 ракет с десятком разделяющихся головных частей индивидуального наведения каждая. Три корабля пустили под нож несколько лет назад. АПЛ «Дмитрий Донской» специально переделали под испытания ракетного комплекса «Булава-30», предназначенного для подводных крейсеров проекта 955 «Борей». «Дмитрия Донского» продолжат использовать в качестве подводной испытательной платформы по крайней мере до 2017 года, а вот лодки с серийными номерами пять и шесть — «Архангельск» и «Северсталь» — будут утилизированы на заводе в Северодвинске.

Этот процесс, по-видимому, начнется не раньше 2016 года и займет немало времени. Дело в том, что со старых подводных крейсеров первым делом необходимо выгрузить отработанное ядерное топливо. Этим займется специализированное подразделение «Росатома». Следом пойдут механизмы и агрегаты старых кораблей, а разрезание их корпусов поставит окончательную точку в биографии двух тяжелых подлодок.

Однако в истории нашего флота их имена наверняка останутся. Ведь именно с борта «Архангельска» в феврале 2004 года президент Владимир Путин наблюдал за стратегическими командно-штабными учениями в Баренцевом море, а экипажи «Северстали» шесть раз несли многомесячную боевую службу в морях-океанах.