Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
23 мая 2013, источник: РИА Новости

Минфин уточнил бюджет и велел потуже затянуть пояса

МОСКВА, 22 мая — Прайм. Дополнительные доходы бюджета РФ, которые, как ожидает Минфин, в этом году составят около 130 миллиардов рублей, не позволят правительству ни нарастить расходы, ни пополнить «кубышку» — Резервный фонд.

 Объем Фонда на конец 2013 года будет даже меньше, чем ожидалось, за счет его средств придется покрывать дефицит бюджета: других источников у правительства нет, сообщил в среду министр финансов РФ Антон Силуанов.

Представляя в Госдуме поправки в закон о бюджете на текущий год, Силуанов заявил, что пересматривать основные параметры бюджета пока рано: ситуация в экономике меняется слишком быстро и любой прогноз в таких условиях — это гадание на кофейной гуще. Но позже министр признался журналистам, что предварительные оценки на текущий год и следующую трехлетку Минфин для себя сделал.

Общий объем доходов в 2013 году, по оценке Минфина, может составить 12 триллионов 995 миллиардов рублей, что на 129,5 миллиарда рублей больше плана. При этом нефтегазовые доходы, как ожидается, будут на 143 миллиарда рублей больше прогноза, а ненефтегазовые — на 13,8 миллиарда рублей меньше.

Расходы бюджета в текущем году останутся без изменений, на уровне 13 триллионов 387 миллиардов рублей: менять утвержденный объем расходов не позволяет бюджетное правило. Дефицит снизится до 391 миллиардов рублей, или 0,6% ВВП против ожидавшихся 0,8% ВВП. Ненефтегазовый дефицит при этом составит 9,6% ВВП против 9,7% ВВП, прогнозировавшихся ранее.

Резервы в дефиците

Объем Резервного фонда, несмотря на рост нефтегазовых доходов, сократится по сравнению с законом о бюджете на 485 миллиарда рублей и составит на конец 2013 года около 4% ВВП вместо ожидаемых 4,8% ВВП. «Будем направлять часть нефтегазовых доходов на замещение источников финансирования (дефицита)», — пояснил Силуанов. Ранее Минфин планировал направлять на эти цели доходы от приватизации, но риск недополучения доходов по этой статье оценивается в текущем году в 360 миллиардов рублей.

«А чем еще замещать — выходить на рынки? Наверное, нас бы никто не понял при поступлении сверхплановых нефтегазовых доходов», — сказал он. Министерство вообще не планирует наращивать объем заимствований — уровень госдолга РФ до 2016 года будет сохраняться на уровне 11% ВВП. При этом ежегодный валовый объем внутренних заимствований будет составлять порядка 1 триллиона рублей, а на внешнем рынке РФ будет каждый год занимать порядка 7 миллиардов долларов.

Минфин пересмотрел и параметры бюджета на следующие два года. В 2014 году доходы снизятся по сравнению с планом на 664 миллиарда рублей, из них нефтегазовые доходы будут меньше на 334 миллиарда рублей, ненефтегазовые — на 330 миллиардов рублей.

Расходы бюджета на 2014 год Минфин планирует сохранить на утвержденном уровне, сократив только условно утвержденные расходы на 355 миллиардов рублей. В этой связи дефицит бюджета увеличится с прогнозируемых 0,2% ВВП до 0,6% ВВП. Ненефтегазовый дефицит останется на уровне 8,7% ВВП. Объем Резервного фонда в 2014 году составит 3,7% ВВП.

В 2015 году Минфин намерен сократить условно утвержденные расходы бюджета на 400 миллиардов рублей. Таким образом правительство сможет распределить оставшиеся «условно утвержденные» расходы на 380 миллиардов рублей. Дефицит бюджета в 2015 году составит около 0,7% ВВП. Резервный фонд в 2015 году, по оценке, сократится до 3% ВВП.

В 2016 году дефицит бюджета прогнозируется на уровне 0,6% ВВП, Резервный фонд в увеличится до 3,4% ВВП.

Недостижимый ориентир

Спор двух министерств о предельной величине Резервного фонда, превышение которой позволит правительству инвестировать внутри России нефтегазовые доходы, который они вели на протяжении последнего года, в результате теряет актуальность. Минфин считает — и с ним в итоге согласилось правительство, — что России для выполнения всех обязательств необходим «неприкосновенный запас» в 7% ВВП. Минэкономразвития предлагало снизить нормативную величину Резервного фонда до 5% ВВП.

По новому прогнозу, оба ориентира недостижимы в ближайшие годы. Снижение прогнозной величины Резервного фонда на следующую трехлетку связано с сокращением нефтегазовых доходов бюджета по сравнению с планом на 334 миллиарда рублей в 2014 году и на 529 миллиардов рублей в 2015 году.

«Ничего страшного в этом нет», — считает Силуанов. «Если у нас будет более позитивный прогноз социально-экономического развития, то эти параметры тоже изменятся», — сказал он. «Подушка безопасности» величиной 3-4% ВВП, по мнению министра, достаточна для того, чтобы правительство могло справиться со своими обязательствами в случае ухудшения макроэкономического ситуации в мире. Главное, чтобы неограниченные запросы отраслевых министерств не привели к увеличению расходов.

Двое в одной лодке

«Вопрос в том, что нам сейчас четко нужно выработать стратегию бюджетного маневра, чтобы уместить все наши обязательства в неувеличиваемый в следующем году объем расходов, — сказал министр. — Потому что решения принимаются “на плюс”, на “минус” пока нет».

Здесь Минфин рассчитывает на поддержку своего прежнего оппонента. «Мы с Минэкономразвития должны двигаться вместе, сообща. У нас единые задачи, единые цели, в отличие, может быть, коллег по отраслевым ведомствам, которые, естественно, беспокоятся за свои отрасли и всегда есть желание побольше ресурсов найти на поддержку своей отрасли», — сказал Силуанов.

«А ведь это самое сложное — находить ресурс для маневра, отказываться от каких-то обязательств, или их переносить на более поздние сроки», — добавил он.

Сокращать расходы придется, так как имеющиеся обязательства будет трудно втиснуть в рамки, заданные бюджетным правилом. Основой для бюджетного маневра, по мнению главы Минфина, может стать пенсионная реформа, которая позволит сократить трансферт из федерального бюджета Пенсионному фонду РФ. Кроме того, Минфин ведет переговоры с Минобороны о возможности переноса на 2-4 года некоторых расходов по Государственной программе вооружений (ГПВ).

«Мы сейчас должны вместе с Минобороны посмотреть возможность по переносу части расходов. Если такая возможность есть — хорошо. Если Минобороны скажет, что нет — значит, нет», — сказал Силуанов.

Однако министр признал, что Россия обречена нести значительные военные затраты, и новая ГПВ может стоить не меньше, чем действующая. «Этот процесс будет продолжаться бесконечно и деньги на поддержание вооруженных сил, обеспечение обороноспособности, конечно, нужны немаленькие стране, которая обладает ядерным оружием и имеет огромнейшую границу. К сожалению это факт, от которого никуда не деться», — сказал Силуанов.