Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
10 декабря 2013, источник: Газета Коммерсантъ, (новости источника)

Дан приказ ему на Запад

Владимир Путин ликвидировал вчера своим указом крупнейшее государственное информагентство «РИА Новости». На его базе в течение трех месяцев будет создано агентство «Россия сегодня», которое сосредоточится на формировании имиджа России за рубежом, а возглавит его телеведущий, заместитель гендиректора ВГТРК Дмитрий Киселев. В Кремле объясняют реорганизацию наличием проблем с пропагандой национальных интересов России за рубежом и экономией бюджетных средств.

Измерение эффективности

Владимир Путин распорядился вчера «ликвидировать ФГУП “Российское агентство международной информации „РИА Новости“”», а на его базе «создать ФГУП “Международное информационное агентство „Россия сегодня“”». Новой структуре переходят права учредителя в отношении подконтрольных «РИА Новости» организаций, а также все имущество агентства, в том числе за пределами страны. Тем же указом ликвидирована и радиокомпания «Голос России» — ее имущество передано «России сегодня». Основным направлением деятельности нового агентства станет «освещение за рубежом государственной политики и общественной жизни» в России, а его главой назначен заместитель гендиректора ВГТРК, ведущий программы «Вести недели» на канале «Россия 1» Дмитрий Киселев.

Как сообщил вчера агентствам глава администрации президента (АП) Сергей Иванов, указ нацелен на «более рациональное использование бюджетных средств, выделяемых государственным информационным ресурсам, и речь здесь идет об уменьшении их размеров». Еще одна задача — «повышение эффективности работы государственных СМИ»: «Россия проводит самостоятельную политику, твердо защищает национальные интересы. Объяснять это миру непросто, но делать это нужно. Здесь у нас есть некоторые сложности». Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал разъяснения господина Иванова исчерпывающими. По официальным данным, затраты бюджета на «РИА Новости» за последние пять лет в целом составили 15,49 млрд руб. Высокопоставленный осведомленный источник вчера оценил вложения государства в «РИА Новости» в «почти $1 млрд» за последние десять лет. Как будут монетизированы эти затраты в рамках ликвидации холдинга, вчера никто пояснить не смог.

Известие о реорганизации стало неожиданным для сотрудников агентства. Светлана Миронюк, которая возглавляет «РИА Новости» с 2003 года (см. справку), воздержалась от официальных комментариев. Так же поступил и глава «Голоса России» Андрей Быстрицкий. Между тем слухи о возможных переменах в структуре агентства ходили давно. В частности, речь шла о возможном слиянии «РИА Новости» с другим государственным агентством — ИТАР-ТАСС. По сведениям «Ъ», в качестве главы нового холдинга рассматривалась главный редактор Russia Today Маргарита Симоньян.

«“РИА Новости” удалось стать лидером по инновациям и одним из самых цитируемых источников новостей,— считает президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский.— При этом они всегда оставались огромным активом власти и пропагандистским информационным агентством, но работали в режиме “мягкой силы”, то есть максимально интегрировались в текущую повестку дня». По его словам, «РИА Новости» воспринималось как проверенный источник, но «сейчас новому агентству на успех за пределами России рассчитывать будет трудно».

Дмитрий Киселев вчера весь день не отвечал на звонки. А к вечеру в эфире канала «Россия 24» он назвал «миссией» новой структуры «восстановление справедливого отношения к России как важной стране мира с добрыми намерениями». Как передает «РИА Новости», на канале также сообщили, что в состав объединенного холдинга войдет и телекомпания Russia Today. Однако госпожа Симоньян в беседе с «Ъ» назвала эту информацию «ошибкой».

Распределение обязанностей

Источник «Ъ» в АП утверждает, что реформа «РИА Новости» готовилась и обсуждалась давно. «У нас есть два государственных информационных агентства, на содержание которых требовались значительные ресурсы, а их функции в значительной степени дублировались,— говорит собеседник “Ъ”.— Создаваемое агентство сконцентрируется на освещении событий в стране в международном контексте, а ИТАР-ТАСС будет работать в большей степени на внутреннюю аудиторию страны».

Впрочем, другой собеседник «Ъ» отмечает, что «четкий водораздел между внутренней и внешней информацией сложно будет провести»: «Существует информация, которая будет представлять интерес для русскоговорящих людей за рубежом, но почему она при этом не может быть размещена и здесь, для внутренней аудитории?»

Как говорится в указе президента, определить объем и порядок финансирования мероприятий, необходимых для создания нового агентства, правительству поручено «в месячный срок», а на «проведение иных мероприятий» отводится три месяца. То есть старая структура должна быть ликвидирована к марту. Сейчас, как говорит источник «Ъ», все сотрудники будут выведены за штат, затем Дмитрий Киселев примет решение, «какие бренды сохранить в новой структуре», и «начнет набирать штат»: «Скорее всего, он будет состоять из действующих сотрудников, потому что других писателей у нас нет».

Из числа входящих в РИА (см. схему) структур, по утверждению источников «Ъ», наибольшие шансы сохранить свое существование у «Московских новостей». Наименьшие — у агентства «Прайм», которое «ориентировано на внутреннюю информацию».

Политолог Алексей Макаркин отмечает, что «РИА Новости» «считалось близким к Дмитрию Медведеву, но теперь он не президент, поэтому курируемые им институции ослабли». «Агентство как оплот властного либерализма было нужно, когда продвигались идеи модернизации, перезагрузки, встраивания России в мировой мейнстрим. Но сейчас это невостребованно»,— считает эксперт. Член СПЧ, журналист Николай Сванидзе полагает, что власть решила «подкоротить поводок, который у “РИА Новости” был длинным», во многом потому, что во главе агентства стояла Светлана Миронюк: «Она человек опытный, квалифицированный, а главное — независимый». По его мнению, реорганизация РИА была ускорена «эмоциональным фоном, который возник в связи с Майданом».

Вместе с тем источники «Ъ» не связывают уход Светланы Миронюк «со сверхлиберальной позицией» агентства: «Если бы недовольство было только в ней или ее политике, то ей надавали бы по шапке и уволили, а не запускали бы реформу с такими сложными конструкциями». Собеседник заверил «Ъ», что реформу не могла спровоцировать позиция «РИА Новости» при освещении событий 6 мая 2012 года на Болотной площади: «Агентство просто давало высказаться всем сторонам, если бы государство ожидало другого, то выводы были бы сделаны гораздо раньше». Медиааналитик Михаил Гуревич отмечает, что сейчас Дмитрий Киселев стал лидером определенного угла зрения, который и будет «лицом российского внешнеполитического дискурса». «Если вы не верите в то, что вы продвигаете, у вас не получится донести эти идеи,— отметил господин Гуревич.— Похоже, Миронюк недостаточно сильно верила в то, что сейчас будет пропагандировать Киселев». Алексей Макаркин отмечает, что «Россия сегодня» будет похожа на АПН, но «в ухудшенном виде». «В Советском Союзе квалифицированные люди стремились работать в СМИ, где можно было сказать чуть побольше. АПН как раз было одним из таких СМИ. Но сейчас это неактуально, тем более в либеральном сообществе фигура Дмитрия Киселева воспринимается резко отрицательно»,— пояснил он.

Хозяйственные трудности

Собственно говоря, «РИА Новости» было создано в 1991 году на базе советского агентства печати «Новости» (АПН), существовавшего с 1961 года. По уставу АПН имело своей целью «распространение за рубежом правдивой информации о СССР и ознакомление советской общественности с жизнью народов зарубежных стран».

Здание «РИА Новости» общей площадью почти 30 тыс. кв. м на Зубовском бульваре было сдано в эксплуатацию к Олимпиаде 1980 года: здесь располагался основной пресс-центр Игр. Финальные документы о передаче в безвозмездное пользование «РИА Новости» здания Росимущество подписало в 2005 году. В 2007 году по итогам проверки целевого использования здания Росимуществом выяснилось, что Союз журналистов, арендующий офис в комплексе зданий, отдал в субаренду свои помещения непрофильным организациям. По подсчетам управляющего партнера Blackwood Константина Ковалева, рыночная стоимость здания «РИА Новости» в текущем состоянии может достигать $150-180 млн. Рентный доход теоретически может составлять $15-20 млн, учитывая, что в аренду сдаются все площади, добавил эксперт. Затраты бюджета РФ на мультимедийный комплекс «РИА Новости», согласно данным Федеральной адресной инвестпрограммы, в 2013-2014 годах должны составить совокупно почти 150 млн руб.

В сентябре 2011 года Международный олимпийский комитет присвоил «РИА Новости» статус национального хост-агентства Игр в Сочи. Как отмечала Светлана Миронюк, задачи агентства в этом статусе сводились к более глубокому освещению выступлений именно российских спортсменов, «ведь мировые агентства пишут только о победителях». В рамках подготовки к исполнению функций хост-агентства был выделен значительный объем средств. Исполнительный директор «РИА Новости» Дмитрий Тугарин сказал «Ъ», что от того, сохранится ли финансирование, зависит, сумеет ли агентство «Р-Спорт» выполнить обязательства. По его словам, если процесс ликвидации будет продолжаться три месяца, есть шанс, что до Олимпиады сотрудники будут оставаться на местах. «Все окончательно должно утрястись к окончанию зимних Олимпийских игр в Сочи (официальное закрытие Игр состоится 23 февраля 2014 года.— “Ъ”), потому что “РИА Новости” активно занято в организации мероприятия»,— рассказал «Ъ» осведомленный источник.

Попутные слияния и поглощения

Указом президента также ликвидируются два крупнейших медиаархива страны: Гостелерадиофонд (ГТРФ, который с июля этого года уже возглавляет экс-руководитель телерадиофонда ВГТРК Сергей Волков) и Российская книжная палата (РКП), чье имущество передается соответственно ВГТРК и ИТАР-ТАСС. По федеральному закону «Об обязательном экземпляре» ГТРФ хранит копии всей производимой на территории РФ аудиовизуальной продукции, а РКП — произведений печати, а также фонограмм и видеофильмов. Кроме того, ГТРФ выступает правопреемником архивов ликвидированных государственных телекомпаний — в частности, ТРК «Останкино». При этом ГТРФ на договорной основе обеспечивает аудио- и аудиовизуальной продукцией телерадиовещателей и другие организации, оказывает «услуги, связанные с подготовкой и распространением программ в эфире», а также обменивается записями внутри страны и за рубежом. В рамках федеральной целевой программы «Развитие цифрового телерадиовещания в РФ на 2009-2015 годы» планировалось перевести в цифровой формат 1,5 млн единиц хранения фондовых аудио-, аудиовизуальных и фотоматериалов ГТРФ. При этом у всех телеканалов и телепроизводителей (в том числе небольших продюсерских студий) до сих пор были равные возможности для копирования фондов ГТРФ по его расценкам, а также приобретения прав на использование принадлежащих ему объектов авторского права.

Как будут регулироваться эти отношения после того, как архив по указу будет передан ВГТРК, неизвестно. Опрошенные «Ъ» игроки медиарынка опасаются, что ликвидация ГТРФ может привести к «фатальному хаосу в системе лицензирования и авторских прав», которая и раньше не раз вызывала громкие скандалы. Напомним, только в январе этого года президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) принял прецедентное постановление по иску ГТРФ к одной из частных компаний. ВАС признал исключительные права ГТРФ на коллекцию из более 400 советских телефильмов, среди которых «Семнадцать мгновений весны», «Место встречи изменить нельзя», «ТАСС уполномочен заявить…» и др., указав, что аналогичные дела, проигранные ГТРФ, должны быть пересмотрены в том же ключе. В 2009 году глава «Мосфильма» Карен Шахназаров отмечал, что вопрос о правах на телефильмы, которые создавались на студии, с Гостелерадиофондом не урегулирован.

По мнению игроков медиарынка, ГТРФ как межведомственная структура был достаточно «лоялен к творцам» и предоставлял равный доступ к своим фондам всем желающим. «Вопрос в том, какие цели преследует передача ГТРФ ВГТРК и какие у нее будут приоритеты»,— отмечают собеседники «Ъ». По их мнению, реорганизация может привести к «дополнительному цензурированию» как фондов, так и заказчиков. Например, под цензурные ограничения могут попасть небольшие студии, а конкурирующие с ВГТРК телеканалы могут столкнуться с ограничениями на приобретение прав на показ фильмов в своем эфире. Неизвестно также, будет ли использование фондов ГТРФ для ВГТРК бесплатным, что даст этой госкомпании дополнительные преимущества.

Еще более странной выглядит передача РКП, занимающейся библиографической деятельностью, в ведение ИТАР-ТАСС. В состав РКП входит государственный архив печати — самый полный фонд изданий на русском языке. В информагентстве от комментариев отказались, однако источник «Ъ» в ИТАР-ТАСС отметил, что решение было для них неожиданным.

Под вопросом остается судьба специализированного СМИ «Российское агентство правовой и судебной информации» (РАПСИ), учредителями которого выступают с 2009 года Конституционный и Верховный суды, а также ликвидируемые Высший арбитражный суд и «РИА Новости». По данным СМИ, в ноябре президиум Совета судей одобрил проект распоряжения президента о передаче РАПСИ прав на организацию видеотрансляций судебных заседаний в интернете. Не исключено, что финансировать агентство теперь будут два оставшихся высших суда или судебный департамент при Верховном суде.

Наталья Ъ-Корченкова, Иван Ъ-Сафронов, Софья Ъ-Самохина, Сергей Ъ-Горяшко, Халиль Ъ-Аминов, Афсати Ъ-Джусойти; Анна Ъ-Пушкарская, Санкт-Петербург