Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
10 декабря 2013, источник: Газета Коммерсантъ

Материнский капитал сохранит название

Правительство на своем совещании вчера не приняло окончательного решения по продлению программы выплат «материнского капитала» после 2016 года. Премьер-министр Дмитрий Медведев объявил лишь о политическом решении сохранить саму программу, но критерии доступа к ней семей не согласованы. Сохранение маткапитала в существующем виде приведет к тому, что на его выплаты придется до 30% суммы, которой до 2020 года не хватает в бюджете для выполнения всех не покрытых, по расчетам Минфина, доходами обязательств.

Программа материнского капитала может быть продлена после 2016 года — с соответствующим заявлением Дмитрий Медведев выступил вчера на правительственном заседании, посвященном этой теме. По его словам, программа, которая существует с 2007 года, достаточно востребована россиянами: как показывают социологические опросы, всплеск рождаемости, который произошел в последние шесть лет, во многом связан с ее введением. Более того, в этом году каждая десятая семья в России стала многодетной, то есть в них появились третий и последующий ребенок. Премьер напомнил, что сейчас размер материнского сертификата составляет 409 тыс. руб., в следующем году выплата достигнет 429 тыс. руб. Всего за 2007-2013 годы сертификаты получили более 4,5 млн семей. Свыше 2 млн семей обратились за их использованием — абсолютное большинство людей (97%) направляют эти деньги на улучшение жилищных условий.

Как отметил премьер-министр, на сегодняшний день в дополнение к действующим мерам принят ряд новых: в 78 субъектах предоставляется региональный материнский капитал, в 65 — введена ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка или последующих детей. Это тоже вносит свой вклад в рост рождаемости, однако пока полное воспроизводство населения не обеспечено. При этом, по словам господина Медведева, в ближайшее десятилетие Россия столкнется со снижением числа молодых женщин — потенциальных матерей, и при принятии решения по маткапиталу это надо учитывать.

Впрочем, решить вопрос о том, как и в какой форме будет продлена программа маткапитала, на совещании в правительстве не удалось. Пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова сообщила «Ъ», что «есть принципиальное решение продлить программу, сейчас обсуждаются параметры, сроки и просчитываются имеющиеся возможности». По ее словам, это совещание будет не последним, обсуждение будет продолжено.

Материнский капитал является, по существу, единственным крупным нововведением в области социальной политики последних лет — и одновременно с этим самой дорогостоящей инициативой. В федеральном бюджете на 2014-2016 годы на всю трехлетку для выплаты материнского (семейного) капитала предусмотрено 970,5 млрд руб.: 301 млрд руб. в 2014 году, 320,7 млрд руб. в 2015 году и 348,8 млрд руб. в 2016 году. Таким образом, дополнительные девять лет, которые, по данным «Ъ», социальный блок правительства предлагает в качестве срока продления программы после завершения бюджетной «трехлетки», будут стоить порядка 2,7-3 трлн руб.— даже с учетом снижения числа молодых матерей, о котором предупреждал Дмитрий Медведев. На этой неделе Минфин должен внести в правительство долгосрочную бюджетную стратегию до 2030 года, уже обнародованные выдержки из проекта этого документа, о которых «Ъ» сообщал 6 декабря, свидетельствуют о том, что Минфин, просуммировавший в стратегии все обязательства по «майским указам» Владимира Путина 2012 года, считает невозможным без повышения налогов финансирование материнского капитала. Не покрытые источниками финансирования обязательства в этой сфере до 2020 года финансовое ведомство оценивает в 5,2 трлн руб., расходы на материнский капитал в 2017-2020 годах составят ориентировочно порядка 1,5 трлн руб., или 30%.

По данным «Ъ», принятое «политическое решение» Белого дома означает продолжение дискуссии о том, каким будет маткапитал по целям предоставления с учетом критериев отбора участников программы — специфическим материальным пособием для беднейших слоев населения (в этом случае он будет предоставляться, исходя из семейного дохода) или мерой по стимулированию рождаемости в определенных возрастных группах или даже в регионах. Между тем на сегодня, кроме данных соцопросов, нет подтверждений, которые бы однозначно соотнесли нынешний бум рождаемости в РФ с институтом маткапитала. В то же время ограничения бюджетных возможностей подталкивают правительство к переориентации института маткапитала из меры по поддержке общей рождаемости в инструмент поддержки многодетных семей.

Анастасия Ъ-Мануйлова, Петр Ъ-Нетреба, Дмитрий Ъ-Бутрин