Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
12 декабря 2013, источник: РИА Новости

Послание Владимира Путина: ключевые заявления

Президент России обратился с посланием к парламенту: в ходе выступления отмечены основные направления внутренней и внешней политики страны. Ключевые заявления Владимира Путина о ситуации в стране и мире, комментарии экспертов — в подборке РИА Новости.

Президент России Владимир Путин в 10-й раз выступил с посланием к парламенту в день празднования 20-летия Конституции.

О реформе местного самоуправления

Мы должны поддержать растущее стремление граждан, политических партий участвовать в жизни страны. Сегодня в системе местного самоуправления накопилось много проблем. Органы местного самоуправления сотрясают коррупционные скандалы. Местная власть должна быть устроена так, чтобы граждане могли дотянуться до нее рукой. Давайте посмотрим на эту ситуацию еще раз со всех сторон, чтобы привести ее в соответствие со здравым смыслом. Именно развитие земств, местного самоуправления позволило России сделать рывок. Сильное местное самоуправление способно стать мощным ресурсом для пополнения и обновления кадрового потенциала страны. И конечно, мы все заинтересованы в том, чтобы через механизмы выборов во власть приходили подготовленные, целеустремленные, профессиональные люди, готовые ответственно исполнять свои обязанности. Потому будем и дальше работать над развитием политической конкуренции, совершенствовать политические институты, создавать условия для их открытости и эффективности.

Председатель совета директоров Института социально-экономических и политических исследований Дмитрий Бадовский: «Принятая в России в 90-е годы модель обособленности МСУ от государственной власти не является ни оптимальной, ни общепризнанной в мире. Рационально сохранить собственно местное самоуправление там, где реально возможна самоорганизация населения для решения местных проблем. Сегодняшняя система местного самоуправления ведет к размыванию компетенции и ответственности и в конечном счете — к снижению доверия к власти и системе управления в целом. Перенос госуправления на уровень МСУ “верхнего уровня” (в районах и городских округах) оправдан и позволит федеральной власти в полной мере спрашивать с губернаторов за качество исполнения президентских поручений. Сейчас поликлиники, школы и детсады часто являются муниципальными учреждениями, и региональная власть не несет прямой ответственности за уровень зарплат или стоимость платных услуг. Перенос госуправления на уровень городов и районов для решения вопросов организации образования, здравоохранения позволит проводить на территориях более эффективную политику реорганизации бюджетной сферы и включения детских садов, школ или поликлиник в единую сеть. Углубление госуправления позволяет подойти к решению ключевого проблемного вопроса на территориях: о пропорциях расщепления налоговых поступлений между субъектами РФ и бюджетами городов. За счет упрощения структуры МСУ и переноса части функций в сферу ответственности государственной власти появляется возможность закрепить за региональными бюджетами и бюджетами МСУ собственные источники налоговых доходов, соответствующие решаемым ими вопросам, снять споры вокруг порядка зачисления поступлений от НДФЛ в пользу того или иного муниципалитета и т.п. При разработке конкретных схем управления городами и новообразованными внутригородскими муниципальными образованиями надо предусмотреть механизмы, позволяющие депутатам внутригородских муниципальных образований согласовывать назначение главы города, оценивать эффективность его работы и ставить перед региональной властью вопрос о его отзыве в случае неудовлетворительной работы. Реформа МСУ также позволит деполитизировать систему управления крупными городскими территориями, в том числе снижая число предпосылок для политических конфликтов между мэрами и губернаторами. Исключение элемента политической борьбы из процесса управления городскими территориями позволит рассчитывать на более слаженную работу управленческих команд. Губернатор, который теперь сам будет отвечать за ситуацию в том или ином крупном городе, уже не будет заинтересован в финансовом ущемлении мэра, которого он рассматривает как конкурента».

Политолог Владимир Слатинов: «Предстоящая реформа связана с необходимостью консолидации бюджетных возможностей регионов, которые не “тянут” указы. Реформа местного самоуправления, действительно, приведет к тому, что местное самоуправление будет строиться по поселенческому принципу, а верхний уровень — районный и городской — скорее всего, будет встроен в государственное управление, и эти бюджеты будут консолидированы, в том числе для выполнения майских указов».

Профессор НИУ-ВШЭ Олег Матвейчев: «Я считаю, что прежде чем передавать полномочия дополнительные и особенно деньги в низы, нужно создать систему отбора кадров и переподготовки».

Источник в Кремле: «Смысл не в том, чтобы что-то отменять или не отменять. Задача — вместо декоративных полномочий обеспечить самый близкий к людям уровень власти реальными возможностями для решения конкретных проблем, а также нарастить реальную ответственность региональной власти».

Об «аморальном интернационале»

Межэтническое напряжение провоцируют не представители каких-либо народов, а люди, лишенные какой-либо культуры, уважения к традициям, как к своим, так и чужим. Это, своего рода, аморальный интернационал, в который входят распоясавшиеся обнаглевшие выходцы из некоторых южных регионов, продажные сотрудники правоохранительных органов, которые крышуют этническую мафию, и т.н русские националисты, т.н. сепаратисты, готовые любую трагедию сделать поводом для вандализма и кровавой бузы. Мы вместе должны справиться с этими вызовами, должны защитить межнациональный мир, а значит, единство нашего общества, единство и целостность российского государства.

О патентах на трудовых мигрантов

Государство должно знать, зачем и на какой срок приезжает иностранец в Россию. При этом надо решить вопрос с иностранцами, которые въехали в страну в безвизовом порядке и длительное время находятся в России без определенной цели; якобы без определенной — у них, наверно, какая-то цель есть, просто государство об этом ничего не знает. Срок их пребывания в стране должен быть ограничен, а для тех, кто нарушает правила, въезд в Россию должен быть запрещен в зависимости о тяжести нарушения от 3 до 10 лет. Следует изменить действующую патентную систему. Сейчас иностранный работник должен приобретать патент, если он работает у физического лица. Предлагаю, чтобы юридические лица и индивидуальные предприниматели также имели возможность принимать иностранного работника на основе патента. Стоимость патента будет определять сам субъект Российской Федерации, в зависимости от ситуации на региональном рынке труда и от среднего уровня дохода населения на этой территории.

О специальных зонах в Сибири и на Дальнем Востоке

В Сибири и на Дальнем Востоке нужно создать сеть территориальных зон опережающего экономического развития, предоставив им ряд льгот. Подчеркну, ресурсы и государства, и частного бизнеса должны идти на развитие, на достижение стратегических целей. Например, таких как подъем Сибири и Дальнего Востока. Это наш национальный приоритет на весь 21-й век. Регион следует обеспечить пятилетними налоговыми каникулами на прибыль, НДПИ, налогами на землю и имущество, льготной ставкой страховых взносов. Мы уже приняли решение о льготной ставке налога на прибыль и ряда других налогов для новых инвестпроектов на Дальнем Востоке. Считаю целесообразным распространить этот режим на всю Восточную Сибирь, включая Красноярский край и республику Хакасия.

Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов: «Идет колоссальный миграционный отток с Дальнего Востока и Сибири. Это предложение (о зонах опережающего экономического развития) позволит нарастить новые мощности, будут рабочие силы… Понятно, что предпринимателям, которые открывают свое дело в этих регионах, требуются дополнительные финансовые стимулы, чтобы проекты были рентабельны, чтобы были долгосрочные механизмы поддержки. Новые опережающие территории могут ими стать. Фактически эта модель, которая очень напоминает китайский опыт… Это фактически особые экономические зоны, но только с дополнительными преференциями для бизнеса… В целом ситуация на Дальнем Востоке и Сибири очень серьезная особенно на фоне активного развития Китая… Без серьезных системных решений говорить о каком-то прорыве сложно. В ближайшие 5-6 лет депопуляция в этих регионах будет достаточно серьезной, поэтому запуск основных драйверов экономического стимулирования — это правильное решение».

Об экономическом росте

Основные причины замедления экономического роста — внутренние. Нужна серьезная инвентаризация институтов развития. Нам необходимо сформулировать внутренний спрос на высокие технологии. Нужно создать национальный совет профессиональных квалификаций как самостоятельный орган. Со следующего года будет запущен рейтинг инвестклимата в каждом из российских регионов.

Политолог Дмитрий Абзалов (о рейтинге инвестклимата для регионов): «Сам факт того, что будет рейтингование, делает дополнительный стимул для развития региона … Позволит отслеживать эффективность реализации решений, принятых на местах, и рейтинговать самих губернаторов на предмет открытости их экономики для предпринимательской деятельности».

О Конституции

Поправки к Конституции можно вносить, чтобы преодолеть правовую неопределенность, как в случае объединения Верховного и Арбитражного судов. Убежден, что конституционный процесс должен быть стабильным. И прежде всего это касается второй главы Конституции, которая определяет права и свободы человека и гражданина. Эти положения Основного закона незыблемы. При этом жизнь не стоит на месте, и конституционный процесс нельзя рассматривать как окончательно завершенный, мертвый. Точечные коррективы других глав Основного закона, идущие от правоприменительной практики, от самой жизни, конечно, возможны, а порой необходимы.

Политолог Павел Святенков: «Сам факт, что президент решил выступить перед Федеральным собранием именно 12 декабря, то есть в день Конституции, он как бы намекал на то, что, скорее всего, никаких существенных изменений в Конституцию оглашено не будет».

Об общественном контроле

Прошу Президентский совет по правам человека, другие общественные и правозащитные организации активно включиться в подготовку проекта закона «Об общественном контроле». Современной России необходима широкая общественная дискуссия, причем, с практическими результатами, когда общественные инициативы становятся частью государственной политики и общество контролирует их исполнение. Считаю, что все законопроекты, ключевые государственные решения, стратегические планы должны проходить гражданское, так называемое, «нулевое» чтение с участием НКО, других институтов гражданского общества. Общественные советы должны выступать в роли экспертов, а порой и конструктивных оппонентов власти, быть активными участниками системы противодействия коррупции.

О «майских указах»

Я считаю, что нельзя строить политику по формальному принципу. Да, экономическая конъюктура меняется, но это не повод для ревизии целей. То ли делается так, чтобы вызвать недовольство в обществе, то ли вообще ничего не делается. Нужно заниматься делом и искать решения, четко выстраивать бюджет и другие приоритеты.

О деофшоризации

Доходы компаний, зарегистрированных в офшорах, но принадлежащих россиянам, должны облагаться налогами по законодательству: «Хотите в офшорах — пожалуйста, но деньги сюда». Компаниям с иностранной юрисдикцией нельзя будет пользоваться господдержкой, включая кредиты ВЭБа, и получать госконтракты.

О банковском надзоре

За предоставление заведомо не достоверных, не полных сведений о реальном положении банков, страховых компаний, пенсионных фондов, других финансовых организаций необходимо ввести уголовную ответственность в отношении их руководства. Нужно продолжить твердую линию на избавление российской кредитно-финансовой системы от разного рода «отмывочных контор», «прачечных». При этом интересы добросовестных клиентов и вкладчиков проблемных банков должны быть надежно защищены.

О несырьевом экспорте

«Такая система (система поддержки несырьевого экспорта) в полном объеме так и не заработала. Сохраняется много административных барьеров. Получение разрешения на экспорт занимает более 20 дней. Для сравнения скажу, что в Штатах это —  шесть дней, в Канаде или Южной Корее — восемь. Все эти вопросы надо учесть в новой “дорожной карте” по поддержке экспорта. Прошу правительство совместно с Агентством стратегических инициатив разработать ее к 1 марта 2014 года».

Об образовании

Уже давно дано поручение — начиная со следующего года предусмотреть в выпускном классе итоговое сочинение. Естественно, его результаты должны, наряду с ЕГЭ, учитываться при поступлении в вузы. Мы знаем всеохватывающую, объединяющую роль культуры, истории и русского языка для нашего многонационального народа. С учетом этого мы должны выстраивать государственную политику, в том числе в сфере образования. В ближайшее время нужно обеспечить взаимное признание документов о школьном образовании со всеми странами содружества, а также проработать вопрос — это как предложение — о создании пунктов проведения ЕГЭ по российским стандартам, например, в странах СНГ, на базе центров русского языка. Такие экзамены должны проводиться в одно время со сдачей ЕГЭ в наших школах.

О Евразийском экономическом союзе и выборе Украине

Сейчас мы входим в решающую стадию подготовки договора о Евразийском экономическом союзе. Рассчитываем, что к 1 мая 2014 года согласование текста договора будет завершено, и он поступит в парламенты России, Белоруссии и Казахстана. Прошу вас, уважаемые коллеги, рассмотреть и поддержать этот документ в приоритетном порядке. Добавлю, что уже сейчас действует рабочая группа, которая готовит «дорожные карты» по присоединению к Таможенному союзу Киргизии и Армении. Уверен, реальные достижения евразийской интеграции только повысят к ней интерес со стороны других наших соседей, в том числе и со стороны украинских партнеров. Еще до всех этих событий, которые сейчас мы видим в Киеве, а я очень рассчитываю, что всем политическим силам страны в интересах украинского народа удастся договориться и решить все накопившиеся проблемы, но еще до всех этих проблем, начиная с мая текущего года, Украина изъявила желание присутствовать на всех встречах «тройки» в качестве наблюдателя, участвовать в дискуссиях, и неоднократно заявляла ранее о своей заинтересованности в присоединении к отдельным соглашениям Таможенного союза. Мы никому ничего не навязываем, но если у наших друзей есть желание совместной работы, мы готовы к продолжению этой работы на экспертном уровне. Наш интеграционный проект основан на равноправии и на реальных экономических интересах. Будем последовательно продвигать евразийский процесс, не противопоставляя его другим интеграционным проектам, в том числе, разумеется, такому зрелому интеграционному проекту как европейскому. Будем исходить из нашей взаимодополняемости и, конечно же, будем продолжать работу с нашими европейскими друзьями по подготовке нового базового Соглашения.

О внешней политике

Мы всегда гордились своей страной, но мы не претендуем на звание сверхдержавы. Мы никому не навязываем свое покровительство, никого не учим жить. Ситуация вокруг Сирии и Ирана показала возможность разрешения любых кризисов без применения силы. Россия при разрешении сирийского кризиса ни разу не поставила под угрозу свои национальные интересы.

О внешних угрозах

Ни у кого не может быть иллюзий добиться военного преимущества над Россией, мы этого не допустим. Россия ответит на все вызовы — и политические и технологические. Все средства для этого у нас есть. Увеличение высокоточных неядерных вооружений за рубежом в сочетании с развитием ПРО может привести к срыву прежних договоренностей в стратегической сфере. Мы формируем глобальную систему разведки и целеуказания. Это связано с космической группировкой.

О военной подготовке в вузах

Мы должны думать, как создать подготовленный мобилизационный резерв. В этой связи тоже есть предложение: не отказываясь от отсрочек для студентов, изменить саму систему военной подготовки в вузах, дать возможность всем студентам пройти в ходе учебы и последующего военного сбора воинскую подготовку и получить воинскую специальность. Данный механизм позволит готовить нужное количество резервистов по наиболее востребованным, прежде всего, техническим воинским специальностям, при этом не призывая их в Вооруженные силы.

Ректор Кубанского государственного технологического университета Владимир Лобанов: «Я считаю, что в любом вузе, вообще в любой организации, тем более в высшем учебном заведении мы всегда должны учить тому, как родину защищать. Это хорошее дело, я всецело поддерживаю».

Ректор Финансового университета при правительстве РФ Михаил Эскиндаров: «Это было бы здорово, но, к сожалению, не все военные специальности остались в армии. Например, военные психологи, военные финансисты и так далее, но в любом случае, такая подготовка очень уместна и полезна на случай непредвиденных обстоятельств. Это будут подготовленные офицеры запаса».

Послание Федеральному Собранию: основные заявления
Во время загрузки произошла ошибка.
12 декабря 2013© Ньюстюб