Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
16 декабря 2013, источник: ПРАЙМ

Сенаторы предлагают прописать в законодательстве России понятие «офшорная зона»

МОСКВА, 16 дек – РИА Новости, Татьяна Захарченко. Бюджетный комитет Совфеда в рекомендациях по итогам парламентских слушаний по деофшоризации российской экономики предложил прописать в законодательстве РФ понятие «офшорная зона» и критерии отнесения государств к офшорам

«Президент России Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию поставил задачу добиваться прозрачности офшоров. Уверен, что благодаря вниманию этой теме на самом высоком государственном уровне наши предложения будут реализованы в сжатые строки», – отметил председатель комитета, экс-аудитор Счетной палаты Сергей Рябухин.

Как отметил Путин, выступая с посланием, российские компании, зарегистрированные в офшорах, должны платить налоги по российским правилам и в российский бюджет. Компании, зарегистрированные в иностранной юрисдикции, не смогут получать господдержку в РФ, включая кредиты ВЭБа и госгарантии, предупредил он.

800 МЛРД ДОЛЛАРОВ ЗА 20 ЛЕТ

По данным профильного комитета СФ, за 20 лет из Российской Федерации в офшоры выведено более 800 миллиардов долларов. В настоящее время большая часть крупных и мелких российских предприятий использует офшоры в своей деятельности. Например, только на Кипре зарегистрировано более 170 тысяч российских компаний.

Участники парламентских слушаний обратили внимание на рост внешнеторговых операций, проводимых через офшорные зоны. Их объем составил в 2010 году 242,2 миллиарда долларов, в 2011 году – 305,4 миллиарда долларов, в 2012 году – 321,2 миллиарда долларов. Доля экспортно-импортных операций с использованием офшоров в стоимостном выражении в общем объеме внешнеторгового оборота РФ составила в 2010 году 41,8%, в 2011 году – 40,9% и в 2012 году – 42,0%. В пятерку лидеров по осуществлению таких операций входят Швейцария, Гонконг, Ирландия, Кипр, Британские Виргинские острова.

НЕТ ЗАКОНА ОБ ОФШОРАХ

Комитет СФ отметил, что в России не существует единого юридически закрепленного определения офшорной зоны. Другим не менее сложным является вопрос об определении перечня стран, относящихся к офшорным зонам. Существует два таких перечня, составленные министерством финансов РФ и Банком России, между которыми имеются существенные отличия. Это говорит о необходимости выработки однозначных критериев отнесения той или иной страны к офшорной зоне, считают сенаторы.

Практика использования офшорных компаний крайне разнообразна, насчитывается несколько десятков схем налоговой, инвестиционной и корпоративной оптимизации, отмечают парламентарии. Офшоры используются для манипуляций с ценами при трансфертных операциях, создания холдинговых структур, вывода из-под налогообложения прибыли, инвестирования и кредитования, в том числе для самоинвестирования и самокредитования, учреждения трастов и передачи им имущества, работы по агентским и комиссионным схемам, лизинговых операций.

По мнению участников слушаний, реализация офшорных схем обусловлена отсутствием на законодательном уровне комплексного механизма предотвращения незаконного оттока денежных средств, а также наличием пробелов в действующем законодательстве РФ.

НЕФТЬ ПО ЛЬГОТНЫМ ЦЕНАМ

По информации МВД России, преступления, совершаемые вертикально интегрированными структурами путем вывода большей части прибыли в офшорные зоны, совершаются, как правило, высокодоходными хозяйствующими субъектами в бюджетообразующих отраслях экономики, особенно в сфере топливно-энергетического комплекса.

«Добываемая нефть реализуется нефтяными компаниями своим дочерним предприятиям по заниженной внутрикорпоративной цене, после чего эти предприятия продают через офшоры нефть по мировым ценам. Таким образом, прибыль оседает в офшорных зонах, что причиняет ущерб государственным интересам. Аналогичные схемы уклонения от уплаты налогов применяются и в других бюджетообразующих отраслях экономики, например, в металлургическом комплексе, лесной отрасли», — отмечают сенаторы.

НЕДОРАБОТКИ В УК

Ряд проблем возникает при применении на практике статьи 193 Уголовного кодекса РФ, предусматривающей ответственность за невозвращение в крупном размере из-за границы средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ, указывают члены комитета СФ.

«За рамками норм статьи остаются наиболее опасные случаи незаконного перевода денежных средств за рубеж, сопровождаемые заключением мнимых сделок с представлением фальшивых грузовых таможенных деклараций с поддельными оттисками печатей таможенных органов, поддельных внешнеторговых контрактов», — говорится в документе по итогам слушаний.

Участники слушаний считают необходимым активное подключение к борьбе с офшорами правоохранительных ведомств, внесение изменений в гражданское и уголовное законодательство, в том числе в части распространения понятия «злоупотребление правом» на сделки, совершенные с применением трансфертного ценообразования и участием офшорных компаний.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ

Для решения проблем по деофшоризации экономики комитет СФ считает необходимым внести изменения в законодательство о налогах и сборах, установив механизм налогообложения в РФ доходов, контролируемых иностранными компаниями.

Сенаторы также считают необходимым начать работу по заключению межправительственных соглашений об обмене информацией между налоговыми органами России и офшорных государств, а также по созданию механизмов раскрытия для налоговых и таможенных органов информации о российских бенефициарных владельцах компаний, зарегистрированных в офшорных зонах.

По мнению законодателей, не следует оказывать господдержку российским организациям, использующим схемы агрессивной минимизации налогообложения; снизить значения финансовых показателей организации, при достижении которых проводится обязательный аудит ее бухгалтерской отчетности, обязать хозяйствующие субъекты при проведении аудита раскрывать цепочку собственников вплоть до конечного бенефициара и выявлять аффилированные компании.

Сенаторы предлагают ужесточить административную и уголовную ответственность за незаконный вывоз капитала под видом неоплаченной покупателями-нерезидентами продукции, непогашенных импортных авансов, кредитов, а также за просрочку зачисления и неполное зачисление валютной выручки на банковские счета при внешнеторговой деятельности.

Законодатели предлагают координировать антиофшорную политику со странами Таможенного союза; принимать активное участие в работе международных организаций, занимающихся вопросами антиофшорного регулирования; Счетной палате РФ предлагается осуществить проверку эффективности двусторонних международных договоров об избежании двойного налогообложения, МВД РФ, Следственному комитету РФ, ФНС — подготовить предложения о включении в статью 199 Уголовного кодекса РФ перечня видов уклонения от уплаты налогов и сборов с организации.