Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
19 декабря 2013, источник: Ведомости, (новости источника)

Уголь и машины в обмен на трубы

Договоренности России и Украины не ограничиваются скидками на газ. Страны готовы увеличить товарооборот. Но пойдет ли это на пользу обеим экономикам, не ясно

Украина, без всяких сомнений, в полном смысле этого слова наш стратегический партнер и союзник. К сожалению <…> мы наблюдаем за два последних года определенное снижение товарооборота: в прошлом году — на 11%, в этом — еще на 14,5%", — посетовал президент Владимир Путин на встрече с президентом Украины Виктором Януковичем во вторник. Но похоже, что в 2014 г. ситуация изменится. Получив скидку на газ, Украина открывает границы для российского угля, автомобилей, однако рассчитывает на возможность снова поставлять трубы без пошлин.

Газа хватит всем

В дополнительном соглашении к контракту с «Газпромом» (копия есть у «Ведомостей») говорится, что условия соглашения, за исключением цены (в том числе «бери или плати»), «остаются без изменений». Представитель «Газпрома» это не комментирует.

Согласно дополнительному соглашению к контракту на поставку газа от 17 декабря «Нафтогаз» и «Газпром» с 2014 г. будут ежеквартально подписывать дополнительные соглашения, подтверждая цену газа в $268,5 за 1000 куб. м, заявил украинским телеканалам вице-премьер Украины Юрий Бойко. Источник, близкий к «Газпрому», объяснил, что привязка цены для Украины в формуле к ценам на нефть сохранится: «В этом году средняя цена на газ для Украины ожидается на уровне $380-390 за 1000 куб. м. А с учетом скидки эта цена в 2014 г. составит $268,5». При этом, по его словам, «Нафтогаз» может увеличить закупки газа, чтобы за счет роста поставок компенсировать скидку. Чтобы компенсировать снижение цены до $268,5, Украине будет необходимо закупать не менее 30 млрд куб. м газа в год, подсчитала аналитик «ВТБ капитала» Екатерина Родина. Если исходить из потребления в 25 млрд куб. м в год, годовые потери «Газпрома» от такого снижения цены могут составить около $3,5 млрд, подсчитал аналитик ИК «Анкоринвест» Сергей Вахрамеев.

Сейчас российский газ на Украину импортируют государственный «Нафтогаз» и Ostchem Дмитрия Фирташа. Ведет переговоры о начале поставок газа на Украину ВЭТЕК. При этом суммарная скидка на российский газ позволит Украине сэкономить только в 2014 г. более $7 млрд, заявил вчера украинский министр энергетики Эдуард Ставицкий. По его словам, в следующем году экономика Украины будет требовать импорта от 30 млрд до 33 млрд куб. м газа. Договоренности России и Украины не предусматривают появления посредника в поставках, дополнение касается только «Газпрома» и «Нафтогаза», заверил Ставицкий.

Уголь в обмен на трубы

Украина в 2014 г. отменит квоты на российскую угольную продукцию, заявил вчера министр экономического развития и торговли Украины Игорь Прасолов (его слова передал «Интерфакс»). Квоты на ввоз коксующегося угля были введены с июня этого года из-за роста поставок российского угля (см. инфографику). Вначале они составляли 10,2 млн т, а в сентябре были увеличены до 11,2 млн т. Также был введен запрет на ввоз кокса и полукокса, которые используются для выплавки стали.

Представители украинских угольно-металлургических компаний — ДЭТК, «Индустриального союза Донбасса» и «Метинвеста», — а также крупнейшего в России производителя коксующегося угля, «Мечела», и Evraz не ответили на вопросы «Ведомостей». Их коллега из «Северстали» отметил лишь, что угольная «дочка» компании — «Воркутауголь» не поставляет уголь на Украину. Получить комментарии «Распадской» не удалось.

Отказ от квот — неплохая новость, говорит аналитик Deutsche Bank Георгий Буженица. По его данным, до введения квот Украина была крупным рынком для «Мечела», «Распадской» и «Северстали». В 2012 г. доля Украины в общих продажах компаний составила 15, 9 и 8%. Но даже после отказа от квот поставки на Украину не вырастут, говорит сотрудник горно-металлургической компании: украинские металлурги часто задерживают платежи. К тому же после введения квот российские угольщики переориентировали поставки на более прибыльный рынок Азии и на внутренний рынок.

Россия в ответ снимает заградительные пошлины на ввоз украинских труб. Это соглашение также было достигнуто на переговорах во вторник, рассказал министр промышленной политики Украины Михаил Короленко (его слова передал «Интерфакс»). Этот вопрос обсуждался, но решения пока нет, говорит чиновник российского профильного ведомства. Вероятность, что оно будет принято, высока, добавляет чиновник другого ведомства.

До 30 июня для ввоза украинских труб на территорию Таможенного союза действовали квоты: по 300 000 т беспошлинно в Россию, Белоруссию и Казахстан в 2011 и 2012 гг. и 120 000 т — с 1 января по 30 июня.

С 1 июля до ноября 2015 г. были введены заградительные пошлины (на обсадные трубы — 18,9%, нефтепроводные — до 37,8%). Для российских трубников возврат квот будет неприятным, отмечает один из них: украинские трубы уступают им по качеству, зато более дешевы. Как пояснил представитель ЕЭК, сейчас идет повторное антидемпинговое расследование в отношении некоторых видов труб с Украины.

Машины в обмен на корабли

Украина пообещала рассмотреть возможность либерализации спецпошлин на ввозимые легковые автомобили, рассказал Прасолов. По его словам, есть три возможных варианта, какие — он не уточнил (цитата по «Интерфаксу»).

Эти пошлины Украина ввела весной 2013 г. на три года, чтобы остановить падение внутреннего производства. Ставки варьируются от 6,4% (машины с двигателем 1-1,5 л) до 12,95% (объем двигателя — 1,5-2,2 л). Они прибавляются к таможенной пошлине в 10% (кроме стран, входящих в зону единой торговли СНГ).

Результат появился недавно: в ноябре, по данным «Укравтопрома», производство автомобилей в стране выросло, например легковых машин — на 1,4% (5200 шт.).

Легковые автомобили на Украину из России поставляют «АвтоВАЗ» и некоторые заводы, построенные иностранными концернами, — «Автофрамос» (Renault), HММR (Hyundai, Kia). Представитель Hyundai не стал комментировать инициативу украинских властей: «За 11 месяцев мы направили на Украину 10 000 автомобилей, из них 5600 Hyundai, за аналогичный период прошлого года — 12 500 и 6900». Представитель «АвтоВАЗа» на вопросы не ответил.

Продажи Lada на Украине падают. По данным «Укравтопрома», в ноябре они составили 324 шт. — впятеро меньше, чем годом ранее. За девять месяцев продажи Lada составили 7206 шт. (-44%); доля марки сократилась с 8 до 4,6%, по данным «АвтоВАЗа». Чтобы поддержать продажи, «АвтоВАЗ» изучает возможность сборки новых моделей Lada на Украине. Завод поставляет машинокомплекты для выпуска автомобилей «десятого» семейства на «Богдане».

Представитель Renault не стал комментировать инициативу властей Украины. С декабря на Украину начались поставки Renault Duster российской сборки, рассказал он. Введение спецпошлин привело к изменению структуры продаж, в частности, от автомобилей с бензиновыми двигателями к дизельным, цены на которые остались стабильными, говорит он.

После распада СССР Украине отошло несколько судостроительных заводов, производящих крупнотоннажные корабли — танкеры, сухогрузы, крейсеры и т. д., напоминает представитель Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), но из-за отсутствия заказов большая часть их мощностей простаивает. Комментируя подписанный меморандум об активизации сотрудничества в судостроении, он заметил, что конкретных проектов пока нет. ОСК, по его словам, сотрудничает с украинскими машиностроителями, прежде всего с заводом «Зоря-машпроект», закупая его газовые турбины.

В 2012 г. на Россию пришлось 32% украинского товарооборота. Но за 10 месяцев этого года взаимная торговля сократилась на 25% — прежде всего из-за ограничений для украинской продукции, которые вводила Россия. Резервы для роста товарооборота есть — по крайней мере его можно восстановить, считает главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров. Если снять все ограничения (в первую очередь квоты), Украина могла бы нарастить поставки труб, есть резервы для украинского авиапрома и оборонки, сельскохозяйственной продукции, рассуждает он.

Но вряд ли стоит ждать взрывного роста совместных проектов, указывает он: инвестиции в украинские предприятия непривлекательны для российских компаний из-за слабой защиты прав собственности. Заявления о развитии взаимной торговли и производственной кооперации носят скорее декларативный характер и служат прикрытием для основных договоренностей — о финансовой помощи и скидке на газ, заключает Тихомиров.

В подготовке статьи участвовали Алина Фадеева, Маргарита Лютова!--…-->