Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
16 января 2014, источник: Газета.Ру, (новости источника)

Учителей научат по-новому

В педагогические вузы идут слабые абитуриенты, а в учителя — слабые выпускники педагогических вузов, признал Минобрнауки. Чтобы изменить ситуацию, ведомство подготовило проект концепции поддержки развития педагогического образования. Этот документ должен дать старт реформе всей системы.

Систему педагогического образование в России ждут кардинальные изменения. В январе 2015 года, как сообщил министр образования и науки Дмитрий Ливанов, будет принят новый профессиональный стандарт учителя. Как будет проходить эта реформа, на этой неделе обсудила комиссия по разработке и реализации программы повышения профессионального уровня педагогов при Минобрнауки.

Как признал один из членов комиссии, академик РАО Виктор Болотов, на сегодняшний день в России нет ни одного вуза, готовящего учителей, у которых был бы весь комплекс компетенций, предусмотренных новым стандартом. Для того чтобы вузы могли готовить таких педагогов, Минобрнауки по поручению президента разработало концепцию поддержки развития педагогического образования.

В концепции, которая сейчас обсуждается профессиональным сообществом, прямо заявляется о сокращении числа педвузов. Если в 2008 году в России подготовку учителей осуществляли 70 педагогических вузов, то в 2012-ом их осталось всего 48. При этом, по результатам мониторинга эффективности вузов 2012 года, 30 педагогических вузов и 29 филиалов из 37 существующих имели признаки неэффективности.

По словам создателей концепции, результаты приема и обучения будущих педагогов говорят о существовании «двойного негативного отбора»: в педагогические вузы поступают не самые лучшие абитуриенты, а учителями становятся не самые лучшие выпускники вузов.

Разработчики выделяют три группы проблем, которые должна решить концепция. Первая касается «входа» в профессию учителя — это низкий средний балл ЕГЭ у абитуриентов педвузов, и низкий уровень трудоустройства выпускников. Вторая проблема — низкая подготовка студентов педвузов из-за устаревших методов и технологий, слишком короткая практика и отсутствие стажировок.

Третья проблема — удержание учителей в профессии. Это опять же касается проблем с трудоустройством выпускников, отсутствия системы поддержки молодых учителей и карьерных перспектив.

Переломить столь тяжелую ситуацию авторы концепции надеются за счет изменения программ подготовки, повышения качества студентов и разработки новой системы профессиональной сертификации педагогов.

Основной упор в учебе для будущих учителей Минобрнауки делает на прохождение практики в школах.

В частности, прикладной педагогический бакалавриат, на котором в основном учатся будущие педагоги, предполагает замену теоретических курсов на практику в школе. Если же будущие учителя учатся в «классических» университетах, то студенты 3 и 4 курсов будут сразу же проходить педагогическую подготовку. Магистратура будет предназначаться для учителей-методистов и будущих школьных управленцев.

Реализация концепции будет осуществляться в несколько этапов. Пилотный проект начнется с этого года как минимум в 17 вузах, а к 2017 году уже все педагогическое образование перейдет на новую концепцию.

Среди дополнительных мер предполагается также грантовая поддержка лучших выпускников вузов, которые идут работать в школу, доплата за степень магистра, снижение нагрузки на учителя без уменьшения зарплаты, если он учится в магистратуре или аспирантуре, и другие.

По словам замминистра образования и науки Александра Климова, данная концепция появилась из-за того, что с января следующего года начнет действовать новый профстандарт педагога.

Нынешние учителя в регионах, по словам директора школы №109 Евгения Ямбурга, с некоторым страхом ожидают введения этого профстандарта. Особенно их пугает введение независимой профессиональной аттестации. На сегодняшний день каждый регион по-своему может проводить аттестацию.

«Нужно продумывать новые формы аттестации, не унижающей учителей, чтобы оценивать их труд как мастеров, — сказал Ямбург на заседании комиссии. — Сегодня в некоторых регионах с учителей требуют огромное портфолио, где-то учителя отвечают на 500 вопросов на компьютере! Но это неправильно. Знаете, я иногда люблю почитать словари 1952 года. Там даются очень точные определения. Например, “пожар — это сгорание предмета, для сгорания не предназначенного”. Определение четкое, но тушить пожар оно не помогает».

Елена Мухаметшина

Почему комментарии платные?

Уважаемый читатель!

Мы ввели платную подписку на комментарии, чтобы удерживать общение пользователей в уважительном русле, исключив оскорбления, провокации, ненормативную лексику, а также спам, флуд и другие виды неконструктивного диалога. Чтобы добавлять собственные комментарии, необходимо оплатить подписку.