Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Строй, владей, эксплуатируй: Россия строит в Турции АЭС В Турции началось строительство первой в стране атомной электростанции. Это совместный проект Москвы и Анкары
13 августа 2014, источник: Аргументы и факты, (новости источника)

Испортили себе праздник. Почему Швейцария не пустила Россию на свое авиашоу

Эксперты: запрет выступления «Русских Витязей» в Швейцарии – политический жест, который не нанесет реального вреда ни одной из сторон, но испортит праздник авиации простым зрителям.

Пилотажной группе «Русские Витязи» отказано в участии в швейцарском авиасалоне AIR14. Такое решение было принято Федеральным департаментом обороны Швейцарии в связи с «политикой сдержанности в области военных контактов с Россией». Ранее российскую делегацию не пустили на международный британский авиасалон Фарнборо-2014. АиФ.ru узнал у экспертов, что означает демонстративные запреты на участие России в европейских авиасалонах.

«Полеты “Русских Витязей” в Швейцарии — акт “обмена” между странами. На прошедшем МАКСе летал швейцарский F-18, а полеты “Русских Витязей” были ответным жестом российской стороны. Отказ Швейцарии принять российскую пилотажную группу — политический шаг, который нанесет больше вреда швейцарской стороне, нежели чем российской: наша страна на протяжении всей своей истории никогда не поставляла в Швейцарию никакой авиационной техники. Таким образом, они могут себе позволить такой жест, и в то же ничего при этом не потерять», — считает Владимир Карнозов, аналитик содружества авиационных экспертов Aviation EXplorer.

«Швейцария сама лишила себя праздника, — считает Олег Пантелеев, глава аналитической службы отраслевого агентства “Авиапорт” — авиашоу проводятся в том числе и для того, чтобы привлечь как можно больше зрителей, а без “Витязей” швейцарский салон явно потеряет зрелищности». По мнению эксперта, запрет на участие в выставке «Русский Витязей» не нанесет никакого урона российскому авиапрому. Единственный интерес, который имеет авиационная отрасль в Европе — техобслуживание и ремонт МиГ-29, оставшихся в небольшом количестве в бывших советских республиках после распада СССР.

В целом, срыв участия России на «Фарнборо-2014» и AIR14 является исключительно политическим жестом, который не несет за собой никаких последствий для сторон. В тех сферах, где Европе выгодно сотрудничество с Россией, на данный момент речи о запретах не идет.

Сорванные выступления

«Русские Витязи» и «Стрижи» — самые известные пилотажные группы России. Связано это с тем, что полеты выполняются на боевых истребителях Су-27 и МиГ-29, и поэтому их выступления на международных авиасалонах это не просто демонстрация мастерства пилотов, но и мощи российской военной авиации. Именно поэтому выступления «Витязей» и «Стрижей» нередко срываются.

В 2012 году «Русские Витязи» не смогли выступить на британском авиасалоне в Фарнборо из-за проблем с документами: российская делегация успела получить визы, но документы на самолеты не были оформлены в срок. Некоторые эксперты обвиняли британскую сторону в том, что она не пустила на «Витязей» на авиасалон. Представители британской стороны, в свою очередь отвечали, что виновата сама российская делегация: документы на самолеты не были поданы в срок.

В 2014 году ни «Стрижи», ни «Русские Витязи» также не участвовали в Фарнборо, и в этот раз выступление было отменено из-за фактически полного срыва участия России в выставке. Перед открытием выставки 14 июля выяснилось, что многие члены российской делегации не получили визы и не поедут в Лондон. В связи с этим российские чиновники заявили о срыве переговоров с потенциальными заказчиками российской авиатехники.

С парада на Красной площади в Ле Бурже

Пилотажные группы «Русские Витязи» и «Стрижи» были сформированы в 1991 году на базе 1 авиационной эскадрильи 234 гвардейского Проскуровского авиационного полка ВВС России.

До конца 1980-х годов летчики полка не участвовали в международных фестивалях: СССР предпочитал не показывать за рубежом военную технику. Впервые летчики полка продемонстрировали свое мастерство на самых современных на тот момент советских самолетах МиГ-29 в 1986 году на финской авиабазе Риссала. В 1988 году два МиГ-29 посетили авиасалон Фарнборо, а через год их продемонстрировали на крупнейшем мировом авиасалоне Ле Бурже.

С распадом СССР ситуация изменилась: для того, чтобы выжить, оборонный комплекс должен был выходить на международный рынок, продвигать свою продукцию на крупнейших авиасалонах. Поэтому и было принято решение о создании пилотажных групп «Русские Витязи» и «Стрижи», самолеты которых получили характерную окраску в виде российского флага. Особый интерес на международной арене вызвали «Русские Витязи», которые и по сей день остаются единственной в мире пилотажной группой, выполняющей высший пилотаж на самолетах класса «тяжелый истребитель», которым является Су-27.

С 2003 года выполняются регулярные совместные полеты «Русских Витязей» и «Стрижей» в разных пилотажных порядках по восемь, девять и десять самолетов. Такие выступления требует огромного мастерства пилотов: Су-27 и МиГ-29 принципиально разные самолеты с разными техническими характеристиками и взлетным весом, и поэтому совместные полеты двух пилотажных групп на таких машинах — сложнейшая задача.