Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
«Сюрприз для Рамзана»: как живут русские в ЧечнеКак живут русские, которые там остались, и что мотивирует людей из других регионов приезжать сюда жить.
19 августа 2014, источник: NewsKo, (новости источника)

«Мы либерально поступаем по сравнению с нашими соседями»

Администрация губернатора и главы территорий Пермского края выступили против прямых выборов в муниципалитетах

Источник: NewsKo

Обсуждение муниципальной реформы в Пермском крае вышло на новый уровень: в краевой парламент поступило сразу четыре соответствующих законопроекта. Авторами трёх из них являются депутаты Алексей Бурнашов, Илья Шулькин и Алексей Луканин. Все они сходятся в том, что в городских округах и муниципальных районах глава должен избираться на прямых выборах и возглавлять администрацию. Различия заключаются в порядке формирования органов власти на уровне городских и сельских поселений. Принципиально другим стал законопроект от Совета муниципальных образований Пермского края — он предусматривает введение должности сити-менеджера во всех территориях. Именно его поддерживают губернатор и его администрация.

Первым свой вариант проведения муниципальной реформы предложил депутат краевого парламента Алексей Бурнашов. Согласно его законопроекту вводится единообразный порядок избрания депутатов представительных органов и глав муниципалитетов на основе прямых выборов. При этом Бурнашов предлагает установить запрет на создание районов как отдельных муниципальных образований внутри городских округов. Также должна быть закреплена норма о том, что глава возглавляет местную администрацию и не вправе одновременно исполнять обязанности председателя или депутата представительного органа.

Бурнашов полагает, что только прямые выборы делают глав муниципальных образований «по-настоящему легитимными и политически сильными».

«Достаточно вспомнить, что избиравшиеся в Пермском регионе на прямых выборах главы муниципальных образований становились затем губернаторами, членами федерального и регионального правительств, депутатами Государственной думы и Законодательного собрания, членами Совета Федерации. Ничего похожего, однако, не наблюдается в отношении местных руководителей, не прошедших школу таких выборов. Напротив, для тех муниципальных образований, где отказались от прямого народовластия и ввели должности так называемых сити-менеджеров, характерна административная чехарда», — говорится в пояснительной записке к законопроекту Бурнашова.

По мнению Алексея Бурнашова, необходимо унифицировать порядок избрания органов власти для всех территорий края, чтобы «не допускать впредь того разнобоя, который был до сих пор». Депутат считает, что жители одного края должны иметь одинаковые избирательные права.

Депутат Илья Шулькин, как и Алексей Бурнашов, предлагает избирать глав городов на всенародных прямых выборах, а представительные органы формировать из депутатов, избираемых по одномандатным округам. Муниципальные районы остаются в своих границах, главы выбираются на прямых выборах, а вот земские собрания районов согласно законопроекту Шулькина формируются из числа глав и депутатов сельских и городских поселений.

«Именно таким образом поселения получают больше полномочий и возможностей отстаивать бюджетные интересы своих территорий. Что касается самих поселений — то нынешняя модель их формирования выглядит наиболее оптимальной», — отмечает Илья Шулькин.

Руководитель фракции «Справедливая Россия» в краевом парламенте Алексей Луканин, как и его коллеги, предлагает установить прямые выборы представительных органов, а также глав муниципальных районов и городских округов, которые будут возглавлять администрации. Ключевое отличие его законопроекта заключается в том, что городским и сельским поселениям предлагается самим определить порядок формирования органов власти.

Алексей Луканин, депутат Законодательного собрания Пермского края:

— Убеждён, что «раздвоение личности» в Перми не способствует нормальному развитию города. Никто ни за что не отвечает. Подчинённые мечутся между двумя начальниками. Я не говорю, что "начальники" плохи. Но сама система дестабилизирует власть.

Что касается уровня городских и сельских поселений, то я посчитал необходимым предоставить им возможность самостоятельно принять решение о порядке формирования представительных органов и об избрании глав. Они лучше нас знают свою специфику и особенности. Если сегодняшняя схема формирования их устраивает, то ничего менять не нужно.

Четвёртый законопроект поступил в краевой парламент от Совета муниципальных образований Пермского края. Над этим документом работала специально созданная рабочая группа, которую возглавлял глава администрации губернатора Алексей Фролов. Ожидалось, что законопроект будет внесён от имени губернатора. Однако, по замечанию Фролова, «муниципалитетам логично самим определять свою судьбу».

Вариант, предложенный Советом глав, принципиально отличается от трёх предыдущих законопроектов. Он предполагает избрание глав территорий из числа депутатов, которые будут возглавлять представительные органы. Главу администрации во всех районах и округах будут назначать по итогам конкурса. Таким образом, модель, действующая сейчас в Перми, распространяется на все остальные территории. Она не касается лишь сельских поселений с численностью населения менее 10 тыс. человек. Там глава будет возглавлять как представительный орган, так и администрацию.

Алексей Фролов, глава админис­трации губернатора Пермского края:

— Наш законопроект прошёл через большое количество общественных обсуждений, которые будут продолжаться. Предложенный алгоритм устроил большинство глав. Мы либерально поступаем по сравнению с нашими соседями. Я считаю правильным, что вводится институт сити-менеджера. Выстраивается вертикаль власти, которая позволяет Пермскому краю развиваться. Можно долго говорить о других преимуществах этого института. Например, главой по Конституции РФ может быть избран любой гражданин, а сити-менеджер проходит более серьёзный отбор в соответствии с его квалификацией, профессиональными навыками.

Политтехнолог Алексей Чусовитин считает, что такое количество законопроектов можно рассматривать как казино: «Есть возможность играть». «Власть получает возможность заняться политическими разводками и в итоге добиться своей цели. Думаю, что прямых выборов в итоге не будет», — отмечает он.

Схожего мнения придерживается и политолог Олег Подвинцев: «Я вовсе не надеюсь, что администрация губернатора пойдёт на восстановление прямых выборов мэра. Вполне допускаю, что этого не произойдёт только из боязни, что в администрации президента РФ будут недовольны».

По мнению Подвинцева, большое число законопроектов привлекает к теме много внимания, что в итоге работает против варианта, предложенного Советом муниципальных образований. Тем не менее он не исключает, что по итогам дискуссии депутаты могут сохранить действующие сейчас условия формирования органов муниципальной власти.

Автор Индекса избираемости губернаторов Константин Калачёв полагает, что никаких жёстких установок из администрации президента РФ по этому вопросу нет: «Думаю, что регионам дана возможность выбрать самим. В зависимости от ситуации могут быть рекомендации соответственно специфике региона». При этом сам Калачёв — принципиальный сторонник выборности глав муниципальных образований.

Константин Калачёв, автор Индекса избираемости губернаторов:

— Прямые выборы глав — это часть взросления нации. Люди должны учиться быть ответственными гражданами. Иначе от патернализма и инфантильности не избавимся никогда. Но это только одна из причин. Главная же причина в том, что только избранные главы становятся реальными драйверами развития территорий.

По мнению политолога Константина Сулимова, в законе должны быть закреплены не только прямые выборы глав, но и возможность муниципалитетам самим выбирать, будет глава возглавлять представительный или исполнительный орган.

Несмотря на то что большинство экспертов всё же предрекают «победу» законопроекта без прямых выборов, ясно одно — в Законодательном собрании вновь будут ожесточённые дискуссии. Начнутся они в сентябре, когда все четыре законопроекта будут рассмот­рены в первом чтении.