Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
26 августа 2014, источник: ТАСС

Правительственный кризис во Франции: причины и последствия

Накануне отставки кабинета министров глава экономического ведомства подверг жесткой критике лоббируемую Брюсселем политику бюджетной экономии

Источник: Reuters

Брюссель, 26 августа. /Корр. ИТАР-ТАСС Денис Дубровин/ Брюссель отрицает причастность к падению французского правительства, главной причиной которого стали острые разногласия внутри кабинета министров Пятой республики вокруг политики бюджетной экономии.

«Еврокомиссия не комментирует внутриполитические события в государствах-членах ЕС», — заявил ИТАР-ТАСС представитель Еврокомиссии, отвечая на вопрос о роли общеевропейской экономической политики в правительственном кризисе во Франции.

Между тем, общеевропейская политика, а главное, экономика имеют самое прямое и непосредственное отношение к падению кабинета премьера Манюэля Вальса.

Причины разногласий в правительстве Вальса

Кульминацией разногласий в кабинете французских социалистов стало интервью, которое в минувшие выходные дал газете Mond министр экономики Арно Монтебур. В нем чиновник подверг прямой и весьма жесткой критике экономический курс президента и премьера страны. В первую очередь, Монтебур обрушился на лоббируемую Брюсселем политику бюджетной экономии, которой придерживается французское правительство, что, по его мнению, разоряет Францию и ведет к росту безработицы.

«Франция не должна следовать идеологическим аксиомам, которые разрушают ЕС», — заявил Монтебур. По его словам, следование европейским шаблонам только «толкает избирателей в руки Национального Фронта» — ультраправой оппозиционной партии, победившей во Франции на выборах в Европарламент 25 мая этого года.

Он призвал к выработке более независимого от Брюсселя экономического курса: «Франция — это свободная страна, которая не может согласиться с потерей суверенитета».

«Даже голосуя за французских левых (социалистов), избиратель во Франции на деле голосует за политику немецких правых (инициированную ФРГ политику бюджетной экономии)», — заявил теперь уже исполняющий обязанности министра. Скандал, возможно удалось бы удержать от перерастания в полноценный политический кризис и ограничиться отставкой одного Монтебура, однако его публично поддержал еще один член правительства — министр образования Бенуа Амон.

Экономический рост во втором квартале 2014 года во Франции оказался нулевым

По сути же оба французских министра заявили публично то, о чем в узком кругу говорят большинство их коллег по всему Евросоюзу: «Политика бюджетной экономии привела к драматическому спаду уровня жизни европейцев, причем в первую очередь, людей с низкими и средними доходами, при этом не решив проблемы наполнения государственных бюджетов, снижения колоссального госдолга, а главное — за четыре года кризиса суверенной задолженности евро (с 2010 по 2014 годы) она так и не вывела страны зоны евро к возобновлению экономического роста».

Показательно, что с экономической точки зрения Франция является «лицом» зоны евро — ее макроэкономические показатели очень близки к средним по 18 странам валютного союза. Согласно последним оценкам статистического агентства Еврокомиссии — Евростата, опубликованным 14 августа, экономический рост во втором квартале 2014 года в зоне евро и во Франции оказался нулевым, госдолг — 93,9 и 96,6% ВВП соответственно, уровень безработицы 11,5 и 10,2% от всего трудоспособного населения, инфляция — 0,4 и 0,6%.

Как добиться роста европейской экономики

Острая проблема, которая продолжает стоять как перед Францией, так и перед остальными европейскими странами — отсутствие у европейских политиков четких рецептов перезапуска европейской экономики. Сокращение бюджетных расходов позволило сократить структурный дефицит госбюджетов стран еврозоны, однако привело лишь к дальнейшему росту госдолга, снижению доходов населения Европы и экономическому спаду.

Как быть с восстановлением роста пока не знает никто. Перезапуск экономики стран ЕС традиционным путем радикального расширения государственных расходов вряд ли осуществим. У европейских правительств нет свободных средств, а новые займы приведут к утяжелению и без того огромного бремени государственных долгов.

Такие попытки нестандартных мер, как предпринятая президентом Франции реформа налогового законодательства с введением прогрессивного подоходного налога, достигающего 70% с доходов более 1 миллиона евро в год, пока привели лишь к серьезному бегству капитала из Франции.

Арно Монтебур — потенциальный кандидат в президенты Франции

На этом фоне примечательно, что «виновник» французского кризиса 51-летний министр Арно Монтебур является сторонником поэтапного отказа от политики глобализации, усиления французской протекционистской политики и повышения контроля государства над экономикой. Этот влиятельный политик, по опросам общественного мнения одного из ведущих французских аналитических центров «ТНС-Софрес» (ТNS-Sofres), имеет рейтинг 26%, тогда как у действующего президента страны Франсуа Олланда только 18% Многие аналитики и СМИ считают, что Монтебур, инициировав нынешний кризис, уже начал подготовку к выдвижению своей кандидатуры на президентских выборах 2017 года.