Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
11 сентября 2014, источник: Газета Коммерсантъ

Регионы получат проезжую часть полномочий

Уже до конца 2014 года в России может быть принят закон «Об организации дорожного движения». Документ впервые распределяет обязанности по организации движения между ведомствами и органами власти всех уровней, а также разрешает, в частности, регионам вводить платный въезд и запрещать проезд в отдельные зоны. В Минтрансе ожидают, что нормативный акт обеспечит суммарный экономический эффект в размере 1,3 трлн руб. Но сначала города будут обязаны принять фактически транспортные генпланы на 15 лет, проведя масштабные публичные слушания.

Источник: Газета «Коммерсантъ»

Проект закона «Об организации дорожного движения», разработанный Минтрансом, опубликован на сайте regulation.gov.ru. О концепции документа «Ъ» сообщал в 2012 году, сейчас подготовлена его финальная стадия. Сегодня в России не существует закона, который распределял бы обязанности по организации движения между ведомствами и органами власти разных уровней. На практике основную нагрузку на себя берет ГИБДД, которая не всегда справляется с этой задачей. Новый закон, который планируется принять в 2014 году, призван ликвидировать правовые пробелы, мешающие крупным городам бороться с пробками.

Значительная часть проекта посвящена комплексным схемам организации дорожного движения (КСОДД): по сути, это транспортный генплан на 15 лет, который обязаны разработать власти городов с населением более 10 тыс. человек. Он включает в себя перспективные схемы всех транспортных потоков и финансирование для борьбы с пробками. В законе оговорено, что приоритет в КСОДД должен отдаваться общественному транспорту и организации выделенных полос. Схема должна пройти обязательные публичные слушания и быть согласована с властями соседнего региона.

Документ вводит в обиход также понятие «зоны специальной организации дорожного движения». Движение машин в них может быть полностью запрещено или ограничено (в том числе и с помощью взимания платы). Эти меры могут распространяться как на весь транспорт, так и на отдельные категории — в зависимости от экологического класса, заполнения пассажирами и т. д. Кроме того, могут вводиться запреты на движение по отдельным дням недели или по времени суток. В проекте оговаривается, что, прежде чем ввести ограничения, необходимо провести «компенсационные мероприятия»: повысить пропускную способность общественного транспорта, запустить новые маршруты, организовать парковки и отчитаться об этом перед населением.

В Минтрансе говорят, что реализация законопроекта потребует от регионов затрат на уровне 8-10 млрд руб. В частности, деньги понадобятся на необходимое (по нормативам) количество бесплатных стоянок для хранения авто на улицах и прилегающих территориях. В ведомстве считают, что деньги на организацию стоянок можно взять из собранных за платную парковку средств. В результате принятия закона общий объем «предотвращенного социального и экономического ущерба», а также «экономический эффект, связанный с ростом эффективности работы транспортной системы» может достичь 1,3 трлн руб., или 2% ВВП.

Большая часть норм нового закона коснется в первую очередь столичного региона. Мэрия Москвы уже заключила контракт с НИИ городского транспорта, который до конца года за 468 млн руб. должен разработать столичную КСОДД. Судя по техзаданию, публичных слушаний пока не предполагается. В свою очередь губернатор Подмосковья Андрей Воробьев ранее дал поручение муниципальным образованиям разработать местные схемы, работу координирует областной Минтранс. Возможно, что Москве и области придется переделать схемы под новый закон.

Эксперты сомневаются, что мнение горожан при разработке КСОДД учтут. «Законопроект, в отличие от Градостроительного кодекса, почти не содержит норм, регулирующих порядок проведения публичных слушаний,-- заявил “Ъ” лидер “Яблока” Сергей Митрохин.-- Это значит, что дела будут обстоять еще хуже, чем со слушаниями по градостроительству, которые почти всегда оказываются фикцией».

Нормы нового закона действительно могут поставить столичное правительство в затруднительное положение — например, при насыщении городского пространства парковочными местами. В столице действуют градостроительные нормативы 2000 года, согласно которым на каждую квартиру должно быть как минимум одно машино-место. Однако ранее мэрия неоднократно заявляла, что в городе нет пространства для обеспечения парковкой всех автовладельцев. «Нормативы для парковок и сейчас должны соблюдаться, однако застройщики это редко делают, потому что ответственности никто не несет,-- говорит координатор движения “Синие ведерки” Петр Шкуматов.-- В итоге у нас вся территория вокруг Москвы застраивается многоэтажными комплексами без паркингов и подъездных дорог».

Иван Буранов