Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
26 сентября 2014, источник: Oblvesti.ru

Итоги «волгоградского эксперимента» зависят от губернатора

В городе-герое определяются с моделью самоуправления

Источник: Областные Вести

Волгоградская облдума в ближайшие восемь недель определит модель самоуправления для областного центра. На решение депутатов повлияют мнение губернатора Андрея Бочарова и результаты всероссийского эксперимента по реформе системы МСУ, проводившегося в течение полугода в Волгограде. Возникший в ходе эксперимента общественный актив станет основным инструментом гражданского контроля над муниципальной властью.

Подведение итогов опыта модернизации системы МСУ на волгоградской площадке совпало с проведением съезда Всероссийского совета по местному самоуправлению (ВСМС) в Москве, а также с инаугурацией депутатов Волгоградской облдумы, которые должны вскоре принять решение о модели самоуправления в региональной столице.

Пилотный проект «Новая модель местного самоуправления» начался в Волгограде весной 2014 года. Его авторами стали Институт социально-экономических и политических исследований и Институт приоритетных региональных проектов. «Волгоград был избран в качестве экспериментальной площадки из-за многолетнего кризиса управления, — сказала “НГ” руководитель реготделения ВСМС, депутат облдумы Ирина Соловьева. — Мы хотели не только опробовать двухуровневую модель самоуправления в крупном городе, но и выработать рекомендации по преодолению кризисных явлений в муниципалитете».

Целью эксперимента, по словам гендиректора Института приоритетных региональных проектов Николая Миронова, было посмотреть, как на практике может работать двухуровневая система МСУ, при которой самоуправление формируется не только на общегородском уровне, но и на уровне районов города. В рамках эксперимента в Волгограде были выбраны 157 общественных депутатов в восемь районных общественных Дум, которые затем сформировали общегородскую общественную Думу.

«В ходе выборов общественных депутатов произошла мобилизация активной общественности в городе, — отметил Николай Миронов. — Возникла большая и устойчивая группа активистов на двух уровнях, района и города, которые осуществляли разнообразный гражданский контроль в областном центре, не только привлекая внимание общественности и СМИ, но и стимулируя принятие управленческих решений муниципальными властями».

По словам Ирины Соловьевой, «в ходе эксперимента общественными активистами было проведено более 1,5 тыс. встреч с жителями, собрано свыше 2500 замечаний, жалоб, предложений и инициатив»: «Многие из этих предложений были переданы в мэрию в качестве рекомендаций общественной Думы. А по итогам встреч стало очевидно, что проблемы, которые поднимали граждане, не решались годами и что действующая в областном центре много лет модель МСУ неэффективна. Людям трудно достучаться до муниципальной власти».

«Итоги волгоградского эксперимента сыграли важную роль при принятии Федерального закона 

№ 136, регламентирующего сегодня сферу МСУ в стране, – сказал “НГ” Николай Миронов. – В самом же Волгограде сегодня сформирована полноценная система общественного контроля, есть достаточно многочисленный актив, имеющий опыт практической работы с городскими проблемами и погруженный в них. Этот актив вполне готов осуществлять функции местного самоуправления».

Теперь депутатам Заксобрания предстоит с учетом эксперимента избрать модель МСУ для областного центра. «У депутатов есть как минимум три варианта, – считает политолог Александр Стризое. – Либо сохранить нынешнюю систему, либо вернуться к той модели, что существовала до весны 2011 года и предполагала прямые и всеобщие выборы мэра, либо воспользоваться опытными наработками, полученными в ходе “волгоградского эксперимента” и реализовать их на практике, перейдя к двухуровневой системе МСУ».

По мнению политического эксперта Виталия Арькова, «есть много факторов в пользу перехода Волгограда на двухуровневую систему МСУ, и один из главных – сам факт завершившегося эксперимента»: «Будет весьма странно, если в городе, где состоялся успешный эксперимент, повлиявший на изменение федерального законодательства в сфере МСУ, в итоге откажутся реализовать его достижения на практике». По словам эксперта, «в Челябинске идеи, обкатанные на волгоградской опытной площадке МСУ, стали реальностью уже несколько дней назад – там 14 сентября были избраны районные собрания, делегаты которых сформировали общегородскую Думу».

Окончательное решение о выборе модели МСУ, по мнению экспертов «НГ», будет за губернатором Андреем Бочаровым. «Действующий уже более трех месяцев ФЗ-136 расширил сферу влияния глав регионов на систему МСУ, – заметил Александр Стризое. – Если ранее при назначении сити-менеджера губернатор назначил 30% членов конкурсной комиссии, то теперь эта норма выросла до 50%. Очевидно, что Андрей Бочаров выберет ту модель самоуправления, которая позволит ему эффективно контролировать работу городской исполнительной власти. Здесь союзником губернатора может стать тот самый контролирующий общественный актив, который возник в результате эксперимента».