Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Джордж Буш-старший попал в реанимациюРанее в среду сообщалось, что экс-президент США Джордж Буш-старший, попавший в больницу с пневмонией, переведен из обычной палаты в реанимацию
22 января 2015, источник: Газета Коммерсантъ

Какой план в целом одобрил Владимир Путин

Как сообщил по итогам экономического совещания у президента Владимира Путина первый вице-премьер Игорь Шувалов, разработанный под руководством Минэкономики антикризисный план Белого дома («План обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году») был в целом одобрен. По данным «Ъ», в понедельник, 26 января, окончательная версия плана будет вновь показана Владимиру Путину: президент попросил «уточнить источники финансирования» для ряда пунктов этой программы.

Источник: AP 2016

В Ново-Огарево обсуждалась версия документа, отличающаяся и от разработки Минэкономики от 20 января, и от версии аппарата правительства вечера 21 января. Минфин в письме в аппарат правительства 20 января подверг критике 93 пункта плана из имевшегося 101. После этого господин Шувалов на совещании с первым заместителем главы аппарата правительства Максимом Акимовым составили новую версию документа — уже из 63 пунктов стоимостью 1,563 трлн руб. В ходе обсуждения у президента план подешевел на 188 млрд руб.- из него исключены инициативы социального блока правительства по индексации пенсий в 2015 году по фактической инфляции.

В финальной версии «устоявшие» 62 пункта плана вновь выглядят документом с новой идеологией. Если первоначальная версия была дешевой и ориентировалась — помимо заранее утвержденного вопроса о решении проблем корпоративных структур через банки и ВЭБ — на налоговое и дерегуляционное стимулирование среднего бизнеса в РФ, а промежуточные — на поддержание внутреннего спроса через сохранение соцрасходов и обязательства банков наращивать кредитование, то текущая версия — это план чистой экономии и выжидания.

Самые дорогостоящие пункты плана — 300 млрд руб. средств ФНБ ВЭБу в том числе в целях санирования проблемных системообразующих предприятий и 250 млрд руб. на докапитализацию банков (в прошлой версии — 150 млрд руб. ВТБ и 100 млрд руб. Газпромбанку, в новой — конкретные банки не указаны. Сумма новых трансфертов регионам сократилась с 250 млрд до 160 млрд руб. — вместо этого Минфин настоял на том, чтобы все инициативы Минэкономики и других ведомств, потенциально снижающие региональные доходы (в том числе перенос введения региональных сборов — аналога налога с продаж — на 2017 год), в финальной версии плана не появились.

Пакет инициатив Минэкономики по стимулированию малого бизнеса, несмотря на протесты Минфина, сохранился в плане достаточно полно: Алексею Улюкаеву к 27 февраля предстоит представить в Белом доме вполне революционный пакет мер по стимулированию предпринимательства, из которого вычеркнуты, по сути, только двухлетние налоговые каникулы для новых микрокомпаний и индивидуальных предпринимателей во всех сферах. Впрочем, вряд ли в 2015 году экономика даже при самом благоприятном сценарии сумеет воспользоваться плодами расцвета малого бизнеса: даже если он случится — для этого нужно время.

Зато из плана загадочным образом исчез самый конфликтный пакет инициатив Алексея Улюкаева, который мог бы оказать немедленную поддержку экономике,- дерегуляционный: в план не стали вносить ни отсрочки по страхованию ОПО и новым экологическим платежам, ни предложение Владимиру Путину издать указ о временном запрете новых регуляторных актов, увеличивающих нагрузку на бизнес.

Банковская часть плана также сокращена — но источники «Ъ» не исключают, что и банковские меры ЦБ, и дерегуляционный пакет Минэкономики просто вынесены из антикризисного плана и будут обсуждаться отдельно. Часть инициатив Минпромторга выпала из документа из-за нехватки доходов и сопротивления Минфина. К их обсуждению явно также вернутся позже: план предусматривает до 25 июня утверждение отраслевых программ импортозамещения, а до 25 марта — ревизию ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса».

Скорее всего, ведомству Дениса Мантурова предложено подождать до уточнения конъюнктуры и выяснения реальных объемов ресурсов правительства по итогам сокращения Минфином бюджетных ассигнований на 2015 год. План сохранил пункты, согласно которым Белый дом может вносить изменения в бюджет путем изменения текстов госпрограмм (вне парламентской процедуры), впрочем, премьер-министр Дмитрий Медведев еще 15 января поручил Минфину готовить законопроект об изменении федерального бюджета на 2015-2017 годы — основной финансовый документ на этот год предполагается править и по стандартной процедуре.

Отказ от сверхплановой индексации пенсий — главная потеря социального блока, в документе также сохранена инициатива по возможной «демонетизации льгот», возможности возврата граждан, выбравших монетизацию льгот до 1 октября 2014 года, вернуться к «натуральным» льготам. При этом сохранены и даже усилены вызывающие особую обеспокоенность Белого дома меры по стабилизации фармацевтического рынка.

Итоговая стоимость плана — 1,375 трлн руб., из которых 550 млрд руб. — средства ФНБ, 160 млрд руб.- бюджетные кредиты, 157,5 млрд руб. — дополнительные займы ОФЗ, 257 млрд руб. — новые расходы бюджета, 232,5 млрд руб. — федеральные госгарантии (1 трлн руб. докапитализации АСВ в расчеты не включаются). В прежней версии с рядом не имевших точной оценки новых расходов план стоит более 2 трлн руб. (и тот же триллион в адрес АСВ). Учитывая, что сэкономить на госпрограммах планируется Минфином схожие суммы, де-факто план предполагает в 2015 году в основном перераспределение плановых федеральных расходов в пользу антикризисных мероприятий и покрытие недостающих нефтегазовых доходов из средств Резервного фонда — его исходя из логики плана предполагается теперь не тратить весь в 2015 году, а растянуть на два-три года. Средняя цена нефти около $60 за баррель сделает этот план вполне выполнимым, цена ниже — сомнительным. Новый макропрогноз Минэкономики, в котором будет ответ на вопрос о «базовой цене нефти» для бюджета, поручено подготовить к 1 февраля.

Главный же вопрос антикризисной экономической стратегии — о создании «банка плохих долгов» — в плане устоял, но решения по нему нет: к 30 января Минфин, Минэкономики и ЦБ должны представить свои предложения по этой теме, тогда же будет уточнена и сумма, требующаяся на этот проект, и возможные источники этой суммы.

Напомним, «банк плохих долгов» был основным решением для экономик ЕС в кризис 2008-2009 годов, с учетом санкций такое решение выглядит для РФ рационально — с большой вероятностью к 26 января правительство будет докладывать Владимиру Путину именно эту — пока невидимую часть плана. Впрочем, капитализация такого «банка», видимо, возможна только из оставшихся средств ФНБ — и тогда за эти деньги «плохой банк» уже конкурирует с «Роснефтью» и НОВАТЭКом.

Дмитрий Бутрин, Денис Скоробогатько, Ольга Шестопал

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 деньподписки за59рублей
Оплатите подписку, чтобы читать все комментарии и участвовать в обсуждении новостей