Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
5 февраля 2015, источник: PrimaMedia.ru, (новости источника)

Парламент Приморья отмечает 20-летний юбилей

На торжественное мероприятие соберутся депутаты всех пяти созывов.

Источник: PrimaMedia.ru

Владивосток, 5 февраля, PrimaMedia.

Торжественное заседание Законодательного собрания Приморского края, посвященное 20-летию краевого парламента, состоится сегодня, 5 февраля. На юбилейное мероприятие соберутся депутаты всех созывов, парламентарии из других регионов, а также представители органов федеральной власти, сообщает РИА PrimaMedia.

Юбилей приморского парламентаризма в регионе отмечают 25 января. В этот день состоялось первое заседание Думы Приморского края первого созыва. Избрали ее не с первого раза. Первые выборы в Думу Приморского края состоялись 23 октября 1994 года. Тогда в парламент избрались всего 20 депутатов, и законодательный орган признали нелегитимным. Тогда шел процесс подготовки к довыборам и к работе приморской Думы, разрабатывались первые законопроекты, регламентирующие деятельность будущего законодательного органа.

15 января 1995 года избрана Дума Приморского края первого созыва. В ее состав вошли 36 депутатов. 25 января 1995 года состоялось первое заседание первого законодательного органа Приморья в современной России. На 1 января 1996 года Дума первого созыва насчитывала в своем составе 35 депутатов, которые, согласно законодательству, избирались на два года.

Дума Приморского края первого созыва

На территории края образовано 39 избирательных округов. От каждого округа в Думу Приморского края избирается один депутат. Исходя из этого, Дума должна состоять из 39 депутатов, избираемых населением края на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права тайным голосованием сроком на четыре года. Выборы прошли 23 октября, 19 декабря 1994 года и 17 декабря 1995 года. В результате голосования из 39 депутатов избрано 36.

На 1 января 1996 года Дума первого созыва насчитывала в своем составе 35 депутатов, которые, согласно законодательству, избирались на два года. Однако в соответствии с частью I статьи 77 Конституции Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 1995 года № 951 «О выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления» Законодательное Собрание продлило свои полномочия до декабря 1997 года.

Согласно Закону Приморского края «О статусе депутата Думы Приморского края» количество депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, определяется Думой, но не может превышать двух пятых от общего числа депутатов. На 1 января 1996 года на освобожденной основе работали четыре депутата.

Дума Приморского края второго созыва

Дума Приморского края второго созыва работала в непростых условиях. Дефолт 1998 года, добровольная отставка Президента России Бориса Ельцина и приход на этот пост Владимира Путина, смена руководства исполнительной власти края и краевого центра — все эти события произошли в течение 4-летнего срока работы депутатов второго состава.

После дефолта депутаты законодательного органа Приморского края приняли постановления «О неотложных мерах по стабилизации социально-экономической ситуации в Приморье» и «Об оценке экономической и политической ситуации в Российской Федерации».

В этих документах предлагалось включить Приморский край в число получателей товаров из стран Юго-Восточной Азии в счет погашения задолженности по государственным кредитам; выделить краю дополнительные квоты на вылов рыбы и морепродуктов; временно отменить импортные таможенные пошлины и дополнительные импортные таможенные пошлины на продовольственные товары, включенные в набор из 25 основных продуктов питания, сырье и упаковочные материалы для их производства на территории края; уменьшить налог на добавленную стоимость на сырье для производства продуктов питания; погасить задолженность федерального бюджета перед предприятиями и организациями края по выполненным госзаказам; установить в стране реальную государственную монополию на импорт и оборот спирта и алкогольной продукции.

А в 1999 году 28 краевых парламентариев подписались под обращением к Президенту Российской Федерации Борису Ельцину с просьбой уйти в отставку.

Сложной была обстановка и внутри самой Думы. 29 марта 2000 года с поста председателя Думы депутатами был отозван Сергей Дудник. Одной из причин этого стала обострившаяся политическая борьба между ним и губернатором края Евгением Наздратенко. По результатам голосования на заседании место председателя Думы занял Сергей Жеков.

31 октября 2001 года депутаты начали свое заседание с вопроса о выражении недоверия действующему руководителю исполнительной власти края. 17 депутатов проголосовали за вотум недоверия, 15 — против, один бюллетень оказался недействительным. Ситуация с импичментом Евгения Наздратенко разрешилась сама собой, когда в феврале 2002 года глава исполнительной власти края ушел в отставку. С избранием нового губернатора края Сергея Дарькина исполнительная власть впервые со всей определенностью выразила желание сотрудничать с Законодательным Собранием (в июле 2001 года Дума Приморского края была переименована в Законодательное Собрание Приморского края), как следствие, краевой бюджет на 2002 год был принят за 47 дней до начала финансового года, это произошло впервые.

В работе законодательного органа второго созыва можно отметить такое важное начинание, как традиционные депутатские слушания по значимым вопросам.

Они проводились по законопроектам «О защите прав ребенка в Приморском крае», «Об автомобильных и пассажирских перевозках в Приморском крае», а также касались проблем рыбохозяйственного и нефтегазового комплекса Приморья.

Ширились и международные связи приморских законодателей. В практику вошли процедуры подписания соглашений между законодательным органом Приморского края и аналогичными органами из провинций республик Корея, Китай. Подводя итог работы законодательного Собрания второго созыва, необходимо отметить, что депутаты оставили своим преемникам хорошие наработки, законодателям третьего созыва начинать свою работу с чистого листа не пришлось.

Законодательное Собрание Приморского края третьего созыва

В избирательной кампании Законодательного Собрания Приморского края третьего созыва приняли участие 295 кандидатов. Впервые в практике выборов в законодательный орган претенденту можно было сдавать как подписи избирателей в свою поддержку для регистрации, так и вносить денежный залог.

«Подписантов» и «залоговиков» среди кандидатов было практически поровну. После подведения итогов голосования, состоявшегося 9 декабря 2001 года, полностью сформировать законодательный орган Приморского края третьего созыва не удалось. В городе Владивостоке ни на одном из избирательных участков явка людей не превысила отметки в 25 процентов, что являлось минимальным барьером, при котором выборы по округу были бы признаны состоявшимися. Такое же положение сложилось в городах Уссурийске и Находке. Таким образом, с первой попытки удалось избрать менее половины депутатов. До 9 июня 2002 года, когда состоялись довыборы депутатов третьего созыва, Законодательное Собрание Приморского края собиралось в прежнем составе второго созыва.

Однако те, кто получил депутатские мандаты в третьем созыве, также начали работать. Они присутствовали на заседаниях краевого парламента, но без права голоса. Летом 2002 года после проведения довыборов законодательный орган третьего созыва был окончательно сформирован. При характеристике нового состава многие СМИ называли их новым поколением политиков-рыночников. Идя на выборы, они как профессионалы в той или иной сфере уже задумывались о законах, над которыми будут работать с учетом развития края в рыночных условиях. И такая конкретика во многом помогла одержать им победу. В крае к моменту формирования законодательного органа третьего созыва стало заметно меньше политических баталий и больше конструктивной работы.

Еще один исторический факт: на заседании 27 июня 2001 года депутаты Думы приняли решение о переименовании Думы Приморского края в Законодательное Собрание Приморья.

Первое заседание депутатов Законодательного Собрания третьего созыва состоялось 21 июня 2002 года. На первых заседаниях решались организационные вопросы. Был избран председатель Законодательного Собрания, сформирован кадровый состав всех шести (их число осталось неизменным) комитетов краевого парламента, избраны их председатели. Председателем (шестым по счету) краевого законодательного органа стал Сергей Сопчук, депутат от избирательного округа № 33 — Октябрьский и часть Хорольского районов Приморья.

Заместитель председателя Законодательного Собрания Приморского края был избран на втором заседании 27 июня 2002 года. Им стал представитель новой волны приморских политиков Игорь Пушкарев. На заседании 24 ноября 2004 года Игорь Пушкарев был избран представителем от Законодательного Собрания Приморского края в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В этот же день новым заместителем председателя Законодательного Собрания Приморского края был избран Джамбулат Текиев.

Депутаты практически сразу включились в законотворческую работу. С июля 2002 года продолжился начатый предшественниками из второго созыва процесс приведения законов Приморского края в соответствие с федеральным законодательством.

Изменения коснулись Устава края, законов о местном самоуправлении, о Законодательном Собрании, о статусе депутата и ряда других.

Если же говорить о результатах первых месяцев работы Законодательного Собрания третьего созыва можно сделать два принципиально важных вывода. Во-первых, Законодательное Собрание начало успешно избавляться от политических баталий и скандалов. Во-вторых, теснее и результативнее стали контакты с представительными и исполнительными органами муниципальных образований.

Укреплению тесного сотрудничества способствовало и появление в Законодательном Собрании Приморского края депутатской фракции партии «Единая Россия», в которую вошла значительная часть приморских депутатов. Депутаты Законодательного Собрания третьего созыва с начала своей деятельности стремились к построению конструктивных отношений с депутатами представительных органов муниципальных образований. В Законодательном Собрании был создан отдел по местному самоуправлению аппарата Законодательного Собрания, главная задача которого заключается в осуществления сотрудничества с органами местного самоуправления городов и районов края.

Во многих решениях депутаты старались учесть интересы всех жителей Приморского края, будь то программа «Квартира молодой семье», когда именно депутаты добились того, чтобы в нее были внесены изменения, в соответствии с которыми средства всем муниципальным образованиям выделялись уже в 2004 году, что позволило приобретать квартиры на вторичном рынке, где они стоят дешевле, а значит, большее число семей молодых специалистов смогли улучшить свои жилищные условия; или программа по благоустройству дворовых территорий — депутаты сразу отметили, что речь должна идти о приведении в порядок площадок дворов не только краевого центра, но и других населенных пунктов; или программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, основные средства на которую предполагались к выделению с 2005 года, и в приложении к программе упомянуты все муниципальные районы и городские округа.

Депутаты выступали резко против Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и, в частности, против вопросов местного референдума. Они считали, что общество не готово еще к его проведению ни с точки зрения кадров и финансов, ни морально. Увеличение количества муниципальных образований и вытекающий из этого значительный рост числа народных избранников разного уровня и руководителей исполнительной ветви власти вполне может обернуться непомерной нагрузкой на бюджет и значительным количеством ошибок, допущенных по простому незнанию новых чиновников… К сожалению, не приходится говорить и о достаточной финансовой обеспеченности передаваемых полномочий.

И тем не менее, как только федеральные законы начали действовать, депутаты начали строить свою работу в соответствии с их требованиями.

Главным принципом стала короткая фраза — «не навреди».

Депутаты решили в силу своих возможностей минимизировать негативные моменты. И если говорить об определении границ муниципальных образований и наделении их соответствующим статусом, то депутаты совместно с жителями районов пришли к обоюдному пониманию: муниципальных образований не должно быть много. Обществу не нужны лишние чиновники. Именно поэтому число муниципальных образований второго уровня на территории края осталось прежним — 34, из них 2 — закрытые административно-территориальные образования федерального подчинения — города Большой Камень и Фокино.

Во многом именно социально-значимые законопроекты стали тем камнем преткновения, который повлиял на более длительное обсуждение законопроекта о краевом бюджете на 2005 год, работу над которым можно назвать невероятно трудной. Депутаты неоднократно возвращались практически к каждой статье расходов, поправки вносили не только депутаты, но и администрация Приморского края, прилагая все силы, чтобы принять бюджет, максимально отвечающий реалиям нового времени, — времени реформ, распределения полномочий и новых обязательств.

Законодательное Собрание Приморского края четвертого созыва

Законодательное Собрание Приморского края четвертого созыва было сформировано в октябре 2006 года. Впервые в истории приморского парламентаризма законодательный орган был избран по смешанному принципу: 20 депутатов — по одномандатным округам, 20 депутатов — по партийным спискам.

В краевом парламенте были сформированы три партийные фракции: партии «Единая Россия», КПРФ и партии «Свобода и народовластие».

На территории Приморского края были созданы и действовали 82 депутатские приемные. В 58 из них вели прием депутаты-одномандатники и их помощники, в 19 — депутаты-партийцы. В Законодательном Собрании действовала общественная приемная депутатов Законодательного Собрания, а также созданная при Законодательном Собрании общественная приемная по работе с военнослужащими, сотрудниками правоохранительных органов, ветеранами силовых структур, членами их семей. При Законодательном Собрании с 2003 года действовал Совет председателей представительных органов городских округов и муниципальных районов. Руководил Советом председатель Законодательного Собрания Виктор Горчаков. Заседания Совета проходили ежеквартально, как правило, на территории одного из городских округов или муниципальных районов. При Законодательном Собрании действовал краевой общественный комитет содействия развитию библиотечного дела, созданный в 2007 году. Председатель общественного комитета — председатель Законодательного Собрания Виктор Горчаков. В состав комитета входили представители библиотечного сообщества, высшей школы, академической науки. Реформа местного самоуправления поставила под вопрос существование центральных муниципальных библиотек. Такие библиотеки остались только в 4 районах края. Повсеместная передача библиотек на уровень сельских поселений часто приводит к их ликвидации, сокращению квалифицированных кадров. Проблему укрепления и развития библиотечной сети, формирования библиотечных фондов и сохранения кадров призван решать созданный общественный комитет.

При краевом парламенте был создан и действовал Экспертный Совет.

В него на общественных началах входили представители различных областей науки и бизнеса Приморья. Основные задачи Совета: экспертная оценка тенденций политического, социально-экономического и культурного развития края, проектов законов Приморского края, а также подготовка концепции приоритетных направлений законодательной деятельности Законодательного Собрания. Заседания Экспертного Совета проводились один раз в месяц, руководил его работой председатель Законодательного Собрания Виктор Горчаков.

Законодательное Собрание Приморского края пятого созыва

Законодательное Собрание Приморского края пятого созыва было сформировано в декабре 2011 года. В результате выборов 4 декабря в состав Законодательного Собрания были избраны 20 депутатов — по одномандатным округам, 20 депутатов — по партийным спискам: 7 представителей из списка политической партии «Единая Россия», 5 депутатов из списка КПРФ, 4 депутата из списка политической партии «Справедливая Россия» и 4 депутата из списка политической партии «ЛДПР». 16 декабря состоялось первое заседание Законодательного Собрания пятого созыва. В ходе сессии депутаты избрали Евгения Овечкина председателем Законодательного Собрания, Джамбулата Текиева заместителем председателя Законодательного Собрания и Вячеслава Фетисова — Представителем Законодательного Собрания в Совете Федерации. Кроме того, законодатели утвердили персональный и численный состав шести профильных комитетов и проголосовали за их председателей.

В Законодательном Собрании пятого созыва сформированы четыре партийные фракции: «Единая Россия», КПРФ, «ЛДПР» и «Справедливая Россия».

30 мая 2012 года Виктор Горчаков избран председателем Законодательного Собрания Приморского края. (Из исторической справки ЗС ПК).

От РИА PrimaMedia напомним, что изначально торжественное мероприятие по случаю празднования 20-летия приморского парламента было назначено на 29 января 2015 года, однако из-за срочной командировки спикера ЗС ПК Виктора Горчакова на антикризисную учебу в Москву, сроки празднования юбилея Заксобрания пришлось перенести на 5 февраля.