Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
8 мая 2015, источник: Ведомости

Время возвращать пенсии

Пенсионным фондам группы Анатолия Мотылева предстоит вернуть около 12 млрд рублей накоплений. Их покинуло 300 000 клиентов.

Пенсионному рынку предстоит новое испытание на прочность: у пенсионных фондов наступает время возвращать накопления за клиентов, в 2013—2014 гг. поменявших НПФ-страховщика (до сих пор из-за пенсионного моратория они оставались у прежних страховщиков). До 31 мая все фонды обязаны произвести расчеты между собой — для этого им необходимо за оставшееся время вывести часть своих активов в наличные.

Речь идет о миллионах клиентов и десятках миллиардов рублей их накоплений — это масштаб перетока по всему рынку в целом.

Новые деньги получат только 24 фонда, успевших вступить в систему гарантирования к началу марта 2015 г., указывает гендиректор компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов.

Читайте также

У остальных будут оттоки, причем у некоторых — довольно масштабные, особенно у крупных фондов. Из лидеров рынка в систему гарантирования накоплений не допущен НПФ «Солнце.жизнь.пенсия» (34,5 млрд руб. накоплений на конец 2014 г.), а также связанный с ним НПФ «Сберфонд. Солнечный берег» (15,6 млрд). Бенефициаром этих «солнечных» фондов участники рынка считают совладельца банка «Российский кредит» Анатолия Мотылева — он и его партнеры и сами признавали контроль над этими активами, когда покупали их у прежних владельцев. Но одновременно с тем, как регулятор запустил кампанию по допуску НПФ в систему гарантирования, Мотылев из числа акционеров этих фондов пропал. Кроме этих крупных НПФ в группу Мотылева входят еще как минимум четыре небольших игрока, считают участники рынка и признают знакомые бизнесмена. Это «Адекта-пенсия», «Солнечное время», «Защита будущего» и НПФ «Сберегательный» — ни один из этих фондов не входит в систему гарантирования.

У этой группы фондов на начало 2015 г. было 1,3 млн клиентов примерно с 60 млрд руб. накоплений. В основном эти клиенты привлечены с открытого рынка — это наиболее подверженная оттоку клиентская база, поскольку ее приводили агенты.

Пенсионные фонды Мотылева до конца мая должны отдать накопления более чем 300 000 человек, рассказали «Ведомостям» руководители семи фондов — участников системы гарантирования.

Это показал анализ их клиентского притока из этих фондов группы Мотылева. «Более 200 000 клиентов потерял НПФ «Солнце.жизнь.пенсия» и примерно по 40 000 — «Сберфонд. Солнечный берег» и «Адекта-пенсия», — говорит сотрудник одного из фондов, отмечая, что исходя из суммы среднего счета в этих трех НПФ Мотылева отток составит около 12 млрд руб.

Представители НПФ «Солнце.жизнь.пенсия» и «Сберфонд. Солнечный берег» отказались назвать, сколько клиентов и их накоплений этим фондам предстоит вернуть, но заверили, что «все обязательства по передаче средств застрахованных, перешедших в другие фонды, выполнимы в полном объеме согласно действующему законодательству».

«Пенсионный фонд России (ПФР) передал информацию в НПФ о гражданах, сменивших страховщика в 2013—2014 гг. Результаты двухлетней переходной кампании ПФР объявит в мае», — заявила представитель ПФР Марита Нагога, отказавшись комментировать отдельных участников рынка.

«Мы получили реестр из ПФР по переходу клиентов», — подтверждает президент НПФ «Европейский» Алексей Булавин. Он оценивает, что его фонд — второй после НПФ Сбербанка по притоку новых клиентов: «Число клиентов выросло более чем в 3 раза до 830 000 человек, всего мы ожидаем поступлений накоплений в размере 35−40 млрд руб.». Конкурентов, от которых к «Европейскому» пришли новые клиенты, он не называет.

Согласно законодательству если НПФ не исполняет обязательства по перечислению средств клиентов новому страховщику, то к нему могут применяться такие санкции: предписание об устранении нарушения, запрет на совершение операций, а если в течение 30 дней предписание нарушителем не исполнено, то появляются основания для отзыва лицензии и введения временной администрации, отмечает Околеснов.

«Если до 31 мая новый страховщик не получит перечисления накоплений за привлеченных клиентов, он может как обратиться к регулятору, так и предъявить претензии к фонду, который не перевел средства, с последующим обращением в суд, так как в данном случае нарушаются права застрахованного лица», — говорит Булавин.

«Очевидно, что некоторым фондам будет трудно быстро выйти в кэш, особенно если речь идет о больших суммах оттока», — полагает чиновник экономического блока правительства. Однако, рассчитывает он, «ЦБ контролирует ситуацию» и «фонды имели время подготовить наличные». Пресс-служба ЦБ комментарии не предоставила.

Наталия Биянова