Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
8 мая 2015, источник: Русская служба Би-би-си

Нужен ли России новый «Шелковый путь»?

Западных лидеров на параде Победы в Москве не будет, и одно из первых место в списке иностранных гостей отошло к председателю КНР Си Цзиньпину.

Источник: Reuters

В отличие от визитов многих других руководителей, приезжающих в Москву с чисто церемониальными целями, поездка китайского руководителя, возможно, принесет подписание новых соглашений.

Владимир Путин и Си Цзиньпин проведут переговоры в узком кругу и расширенные консультации. Каждая встреча лидеров России и Китая обрастает предсказаниями о неминуемых исторических документах, и так было еще до наметившегося после аннексии Крыма «великого разворота» на Восток.

Отнюдь не все из этих предсказаний сбываются, и переговоры даже по анонсированным документам — например, знаменитом соглашении о поставках российского газа в КНР — шли гораздо сложнее, чем позволяют предположить бодрые официальные сводки.

Тем не менее, в списке тем для переговоров есть несколько моментов, которые могут оказаться важными рубежами в российско-китайских отношениях.

Эксперты предлагают обратить внимание на дискуссии вокруг проекта «Экономический пояс нового «Шелкового пути» — глобальной китайской идеи, которая предполагает создание инфраструктурной сети от западных границ КНР через Среднюю Азию и Иран в Европу.

Обещаны многомиллиардные инвестиции, строительство шоссейных и железных дорог и — как результат — многократное расширение торговли.

Источник: AP 2017

Вместе или вместо?

«Судя по тому, как выстроен визит председателя КНР (он прилетает в Москву из Астаны, а затем улетает в Минск), я считаю, что для него будет одним из главных вопрос об участии России и стран ЕвразЭС в этом проекте», — считает Владимир Петровский из Института Дальнего Востока РАН.

Петровский — в числе тех, кто уверен, что Россия заинтересована в этом проекте. «Два лидера впервые обсуждали эту тему, когда председатель КНР приезжал на сочинскую Олимпиаду, и тогда президент Путин сказал, что Россия заинтересована в этом проекте и будет в этом участвовать».

Это — не единственная точка зрения. Те, кто следят за высказываниями российских официальных лиц на эту тему, отмечают, что в последние два года отзывы из Москвы на новую китайскую инициативу были осторожными.

В России есть много тех, кто считает, что призывы строить в Центральной Азии новую инфраструктуру вместо износившейся советской грозят Москве потерей и без того слабеющего влияния в южных республиках бывшего СССР.

Владимир Корсун, доцент кафедры востоковедения МГИМО отмечает, что концепция была впервые сформулирована Си Цзиньпином в Казахстане в 2013 году, и это совпало с планами создания ЕвразЭС и Таможенного союза.

«Китайцы столкнулись с тем, что мы неоднократно в рамках ШОС отказались от соглашения о зоне свободной торговли, и от конкуренции китайских товаров отгородились “стеной” ЕвразЭС. Тут же в обход ЕвразЭС-пространства появляется эта концепция», — говорит он.

Дискуссия идет о том, насколько будет встроена в этот проект и какие выгоды будет иметь Россия от новой инкарнации Шелкового пути.

«Если посмотреть на карту, мы остаемся северней. Наш Транссиб теряет свое геостратегическое значение. Практически это будет означать еще большее снижение интереса к нашим просторам, и это снижает геостратегическое значение нашего Дальнего Востока. Это не может не вызывать настороженного отношения», — считает Корсун.

Политическая география и просто карта

«Китай в любом случае этот проект будет продвигать, и он все равно будет реализован — с Россией или без России, с ЕАЭС или без ЕАЭС, — аргументирует свою позицию Петровский. — Лучше, конечно, в этом участвовать. Есть взаимная выгода. Китай продвигает этот проект, создавая довольно мощные институты финансово-проектного сопровождения и инфраструктурного строительства. И Россия, и другие страны ЕАЭС могут использовать ресурсы этих институтов для инфраструктурного развития своих национальных экономик».

Все эти дискуссии о новом союзе Москвы и Пекина и новых взаимных выгодах происходят на фоне регулярных заявлений об усилении «китайского вектора» после введенных в отношении России западных санкций.

Скептики, впрочем, отмечают, что Россия сейчас — не в положении сильного партнера, и этим не могут не воспользоваться китайские переговорщики.

Разногласия между Астаной, Минском и Москвой проявились сразу же после того как ЕвразЭС начал работать в январе, и рассчитывать на то, что в условиях китайского лоббирования Казахстан и Белоруссия будут выступать единым фронтом с Москвой тоже не приходится.

Оптимисты вроде Петровского говорят — кратчайший маршрут для китайского экспорта идет через евразийские транспортные коридоры. Пессимисты предлагают не измерять все недавно созданными альянсами, а посмотреть на политическую карту мира — там основные пучки дорог между Китаем и Европой лежат сильно южнее российской территории.

Возможно, чашу весов склонят некие дополнительные проекты с китайским участием на российской территории. Накануне визита председателя КНР в Москву китайская пресса сообщила о подготовке к заключению контракта по строительству китайскими компаниями скоростной железной дороги между Москвой и Казанью (которая в перспективе может дойти и до Пекина).

Переговоры Путина и Си Цзиньпина в Москве могут внести больше ясности в то, какую выгоду будет иметь Россия от превращения старых торговых маршрутов в суперсовременные магистрали.

Но может получиться и так, что в отчете о встречах будут общие формулы — «высоко оценили» и «договорились расширять». Это будет означать, что в отношении к китайскому суперпроекту пока преобладает настороженность.

Олег Болдырев, bbcrussian.com

BBC В данном материале на законных основаниях могут быть размещены дополнительные визуальные элементы. "Русская служба Би-би-си" не несет ответственности за их содержимое.
Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 деньподписки за59рублей
Оплатите подписку, чтобы читать все комментарии и участвовать в обсуждении новостей
Председатель КНР Си Цзиньпин прилетел на празднование Дня Победы
8 мая 2015© Ньюстюб