Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
13 мая 2015, источник: PrimaMedia.ru

Минвостокразвития желает создать собственную кубышку для развития Дальнего Востока

В Дальневосточном фонде министерства планируется аккумулировать часть собираемых в регионе федеральных налогов.

Источник: Reuters

Владивосток, 13 мая, PrimaMedia.

Минвостокразвития предлагает создать новый фонд для финансирования проектов на Дальнем Востоке по примеру Фонда национального благосостояния (ФНБ). Дальневосточный фонд, считают в министерстве, позволит аккумулировать часть собираемых на ДВ федеральных налоговых и неналоговых доходов и направлять их на реализацию инвестпроектов в регионе, в том числе, на территориях опережающего развития (ТОР). Накопленными средствами предлагается финансировать АО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» (ФРДВ), сообщает РИА PrimaMedia со ссылкой на «Коммерсант».

Минвостокразвития предлагает создать Дальневосточный фонд — в виде обособленной части средств федерального бюджета, предназначенных для реализации инвестпроектов на Дальнем Востоке. Соответствующий проект поправок в Бюджетный кодекс ведомство разработало, выполняя поручение президента о подготовке предложений по докапитализации ФРДВ.

Новая структура по замыслу Минвостокразвития должна наполняться за счет налогов работающих в регионе инвесторов, в частности, резидентов территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР).

Средствами Дальневосточного фонда предлагается финансировать АО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» (ФРДВ), которое сейчас занимается инфраструктурными проектами в регионе.

Новый фонд, пояснили «Ъ» в Минвостокразвития, будет наполняться по тому же принципу, что ФНБ: «средства из определенных источников в течение финансового года будут аккумулироваться на “защищенной” статье бюджета — с докапитализацией по итогам периода».

По предварительным расчетам, ожидаемый объем нового фонда через пять лет может быть примерно сопоставим с сегодняшним размером уставного капитала ФРДВ. Как сообщается на официальном сайте ФРДВ, сейчас его уставный капитал составляет 15,5 млрд руб.

Сопоставление нового фонда с ФНБ весьма условно — последний наполнялся из излишков нефтегазовых доходов всех категорий плательщиков. Дальневосточный фонд предлагается формировать по до сих пор не применявшемуся территориальному признаку — за счет федеральных налогов (кроме НДС) и неналоговых доходов (например, от использования госимущества), уплачиваемых резидентами ТОР, компаниями, реализующими запланированные в регионе инвестпроекты, а также организациями, в уставном капитале которых участвует ФРДВ.

Управление средствами фонда Минвостокразвития предлагает доверить ему же. Согласно проекту, средства фонда могут тратиться на приобретение акций уполномоченного инвестора и предоставление субсидий некоммерческим организациям (учрежденным такими инвесторами) для реализации инвестпроектов в регионе.

Защищая фонд от «посягательств» Минфина, Минвостокразвития вписало в проект, что его средства не могут быть использованы для финансирования дефицита федерального бюджета.

Целью Дальневосточного фонда в пояснительной записке к документу названо финансирование участия ФРДВ в инвестпроектах, направленных на развитие Дальнего Востока, «в том числе на условиях, существенно отличающихся от рыночных». Право выбора «уполномоченного инвестора» (содержание этого понятия не раскрывается) проект оставляет за правительством. Впрочем, в пояснительной записке к документу таким статусом Минвостокразвития предлагается наделить сам ФРДВ.

Сейчас этот фонд инвестирует в проекты транспортной, промышленной и энергетической инфраструктуры на Дальнем Востоке.

Как рассказал «Ъ» гендиректор ФРДВ Алексей Чекунков, «на продвинутой стадии рассмотрения» находится проект строительства нового терминала в международном аэропорту Хабаровск, а также проекты, запланированные в ТОР. «Предлагаемый механизм, по сути, является вариантом принятой в мире схемы TIF (Tax Increment Financing), то есть финансирования инфраструктурных проектов за счет будущих налогов, которые поступят от их реализации», — поясняет он. Впрочем, поскольку многие проекты планируются в режиме ТОР с его существенными налоговыми льготами, объем налогов от них первое время будет небольшим. «С точки зрения государства, таким образом, рационально мотивировать фонд на отбор проектов, от которых будут ожидаться наибольшие налоговые поступления», — сообщил гендиректор ФРДВ.

Стоит отметить, что управление ТОРами также будет сосредоточено в руках Минвостокразвития. В начале мая.

правительство утвердило подготовленный ведомством проект постановления о наделении АО «Корпорация развития Дальнего Востока», где 100% акций принадлежит Минвостокразвитию, управляющей компанией ТОРов.

Финансирование новой структуры будет вестись за счет средств госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». В ближайшие два года структура получит из федерального бюджета 42 млрд рублей.

От РИА PrimaMedia напомним, что 30 марта 2015 года в силу вступил федеральный закон о территориях опережающего развития, принятый в прошлом году. Первые ТОРы планируется создать на Дальнем Востоке, в том числе, в Приморье. Минвостокразвития уже отобрало несколько площадок для реализации в Приморье, но пока только две из них получили одобрение в правительственной подкомиссии — ТОР «Надеждинская» и ТОР «Михайловская». Объем привлекаемых инвестиций создание ТОРа «Надеждинский» планируется на уровне 6,73 млрд рублей при бюджетном финансировании в 3,2 млрд рублей. Предполагается, что в рамках производств, локализованных в ТОРе, будут трудиться 1,6 тысяч человек. Для создания ТОР «Михайловская» требуется 43,7 млрд рублей инвестиций, федеральное финансирование составит около 10%. Предполагается, что эта ТОР будет иметь агропромышленную специализацию, здесь разместятся свиноводческие комплексы и мукомольный завод. Для резидентов площадок законом предусмотрены механизмы значительного снижения налоговой и административной нагрузки на резидентов территорий.

Стоит отметить, что главными критериями отбора первых ТОРов были такие факторы как наличие подтвержденного спроса инвесторов на реализацию проектов на этой территории, высокая степень проработки вопросов инфраструктурного обеспечения, а также наличие «якорных» инвесторов. Об этом сообщал вице-премьер правительства РФ, полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев по итогам заседания правительственной подкомиссии 12 февраля 2015 года.