Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
16 мая 2015, источник: Noi.md

В Молдове спешно реформируют Конституционный суд

Конституционный суд Молдовы снова ожидают масштабные перемены.

Источник: Noi.md

Реформа, продвигаемая правительством, может поменять принципы работы единственного в Молдове органа конституционной юрисдикции и изменить процедуру избрания председателя КС.

«Статус действующих судей не изменится»

О намерении правительства выступить с инициативой реформирования КС сообщил недавно премьер Кирил Габурич. По его словам, реформе будет дан старт в течение ближайших трех месяцев. Кабмин планирует целый ряд нововведений в секторе юстиции. Габурич уверен, что намерения правительства не останутся голословными: на активизации реформаторских процессов настаивают внешние партнеры Молдовы.

«Не совсем понятно, почему для многих эти намерения стали сюрпризом, — удивляются в Главном управлении законодательства Минюста. — Сфера конституционного правосудия фигурирует в Стратегии реформирования сектора юстиции. В ней идет речь о комплексных масштабных изменениях, начиная с юридического образования в вузах и заканчивая Конституционным судом.

Работоспособность КС зависит как от его полномочий, так и от порядка назначения судей, организационной структуры, процедуры рассмотрения обращений и принятия решений. Свою роль играет также круг субъектов, наделенных правом на обращение в Конституционный суд, его аналитические возможности, материально-техническое обеспечение.

Важно, чтобы в Молдове, как и во всех европейских странах, появились прозрачные механизмы контроля Конституционного суда. Эти направления и должна затронуть реформа. Для внедрения преобразований понадобится, как минимум, несколько лет.

Конституция позволяет парламенту регулировать организацию и деятельность Конституционного суда органическим законом. Однако разработчики реформы, как и депутаты, вправе использовать свои полномочия только для расширения и укрепления действующих механизмов.

В ином случае КС может заявить о блокировке своей функциональности и неконституционности поправок. Эта тема неоднократно затрагивалась в постановлениях Конституционного суда. В любом случае реформа не предполагает каких-либо перемен в мандатах действующих судей, статус которых в отрицательную сторону не изменится".

Мандат без ограничения

Между тем, реформаторы готовы рассмотреть изменение процедуры рассмотрения запросов и принятия решений. Ожидается, что возрастет число субъектов, которые вправе апеллировать к конституционному правосудию. Сегодня обращаться в КС могут президент, депутаты и парламентские фракции, правительство, министр юстиции, генпрокурор, омбудсмены, Высшая судебная палата.

Эксперты полагают, что власти продолжат эксплуатировать тему предоставления гражданам права на подачу запроса в Конституционный суд. В этом случае КС сможет высказываться не только по вопросам конституционности правовых актов, но и по нарушениям основных прав и свобод. В Молдове регулярно выступают с такой инициативой, когда есть необходимость отвлечь население и экспертное сообщество от обсуждения других направлений реформы.

Кроме того, снова высказываются предложения о продлении срока полномочий конституционных судей до 9 лет, без возможности получения второго мандата. Такая практика применяется в Европейском суде по правам человека. Принято считать, что тем самым обеспечивается повышенный уровень независимости и беспристрастности судей, прежде всего, от национальных политиков. Но сработает ли это правило в молдавской действительности?

Идея активно поддерживается и продвигается нынешними членами КС, ведь часть из них получит возможность носить мантию на протяжении долгих лет. На действующий состав Конституционного суда ограничения по второму сроку распространяться не будут.

«Логика — в более стройной системе судебной власти».

Другие направления реформы касаются оптимизации численного состава КС, улучшения его внутренней организационной структуры, повышения квалификации вспомогательного персонала. В последнее время не только в кулуарах, но и публично все чаще обсуждают вероятность отказа от выборов председателя КС самими судьями.

Сегодня председатель избирается членами Конституционного суда путем тайного голосования. Основной предлагаемый вариант — утверждение кандидатуры руководителя Конституционного суда парламентом по представлению Высшего совета магистратуры. И если критики этой идеи уверены, что она недемократична, то сторонники, напротив, говорят о повышении статуса председателя КС и полном соответствии мировой практике.

«В этом механизме задействованы разные ветви власти, — отмечает один из наших экспертов. — Системы отличаются, но практически везде, так или иначе, высший эшелон судебной власти формируется с участием двух других ветвей власти.

К примеру, в США судьи и председатель Верховного суда, который выполняет функции Конституционного, предлагаются президентом и утверждаются сенатом. Во Франции президент решает вопросы, касающиеся должности председателя КС. В Германии, наоборот, парламент. Подобный подход обеспечивает демократизм процедуры и ее транспарентность.

Председатели и вице-председатели Высшей судебной палаты предлагаютсяВысшим советом магистратуры и одобряются парламентом. В отношенииглавы Конституционного суда предусмотрена другая процедура, в перспективе она может стать общей для руководства обеих инстанций. Логика заключается в стремлении иметь более стройную систему судебной власти".

Эксперты портала Noi.md полагают, что это, скорее всего, не политическая проблема, а техническая — упорядочение институтов судебной власти на основе единства принципов и с учетом мировой практики.

Впрочем, есть и те, кто говорит о недовольстве ряда политических игроков деятельностью и заявлениями нынешнего председателя Конституционного суда Александру Тэнасе. Их заинтересованность заключается в том, чтобы подобные фигуры в перспективе не попадали в руководящее кресло.

Реформа упирается в желание судей

Многие эксперты относятся к намерениям правительства по реформе Конституционного суда скептически. Ее успех зависит не только от общей политической ситуации в стране. С одной стороны, реализация намеченных планов предполагает внесение поправок в Конституцию, для чего потребуется конституционное большинство в парламенте. Если недостающие голоса не будут найдены, реформа КС рискует затянуться на длительный период.

Кроме того, все законодательные нововведения, которые по тем или иным причинам не устроят нынешний состав КС, наверняка буду признаны этой инстанцией неконституционными. На протяжении последнего времени члены КС получили чрезвычайно широкие полномочия, позволяющие блокировать действие практически любых законов, постановлений правительства или указов президента — еще до того, как они опубликованы в официальном порядке.

Иными словами, во многом результат реформы Конституционного суда упирается в желание самих судей. Эксперты опасаются, что механизмы контроля КС, как и прежде, останутся «за кадром», при этом судьи обеспечат себя длительным мандатом и еще более широкими полномочиями.

Виктор Суружио.

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку