Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Звездные футболисты показали Россию фанатам (фото)Игроки, приехавшие в РФ на Кубок Конфедераций, делятся фотовпечатлениями со своими болельщиками
18 мая 2015, источник: Газета Коммерсантъ

Госзакупки не дождутся продавца

Как стало известно «Ъ», в правительстве не поддержали новые предложения Минэкономики по реформированию системы отбора электронных площадок для госзакупок. Предыдущий отбор вызвал протесты не попавших в число организаторов торгов и рассмотрение их иска в арбитраже. На этот раз ведомство не сформулировало адекватных минимальных требований к опыту, технической оснащенности операторов и стандартов раскрытия информации об их владельцах, считают в Белом доме. При этом цена вопроса растет: помимо госзакупок избранные площадки могут получить право организовывать закупки госкорпораций.

Источник: Фотоархив ИД «Коммерсантъ»

В Белом доме раскритиковали проект Минэкономики по отбору операторов электронных площадок для проведения госзакупок. Напомним, сейчас на рынке госторгов действует пять операторов — ЗАО «Сбербанк-АСТ», ОАО ЕЭТП, ЭТП ММВБ, ООО «РТС-Тендер» и АГЗ РТ, — они отобраны правительством еще в 2010 году. Их полномочия истекли в начале 2015 года, но были продлены на год для создания новых правил отбора. Результаты первого отбора вызвали громкий скандал на рынке — арбитражный суд Москвы даже временно запрещал Минэкономики и ФАС заключать соглашения с избранными по иску одной из площадок, ООО «Фабрикант.ру», но Минэкономики отстояло свой выбор. Ситуацию может усугубить то, что теперь операторам предстоит конкурировать за потенциально больший объем сделок: в перспективе Минэкономики может перевести на отобранные площадки торги не только министерств, но и госкорпораций.

Первый вариант документа, описывающего следующую процедуру отбора операторов в 2016 году, опубликован Минэкономики еще в июне 2014 года (подробнее см. «Ъ» от 5 июня 2014 года). Из-за реакции участников рынка и экспертов отрасли он неоднократно переписывался — к марту этого года Минэкономики разработало уже четвертый вариант, согласовало его с Минфином, Минкомсвязью и ФАС и внесло в правительство (подробнее см. «Ъ» от 2 марта 2015 года). Но, как сообщил «Ъ» чиновник Белого дома, «к проекту имеются замечания концептуального характера». По его словам, в документе Минэкономики не предусмотрены минимальные требования к участникам отбора электронных площадок, а условия ведомства «не гарантируют эффективности работы операторов» — в качестве критериев стоило бы использовать показатели числа несостоявшихся процедур и контрактов, заключенных с единственным участником. Требование считать достаточным опыт оператора, если им была проведена 1 тыс. процедур за два года, необоснованно — только за 2014 год действующие операторы организовали более 2,5 млн торгов.

Вторая группа претензий правительства, по данным «Ъ», связана с требованием Минэкономики проводить технологический аудит площадок при отборе. Процедура обязательна — но ведомство не описывает ни требования к экспертным организациям, ни методику и сроки ее проведения. Документ Минэкономики устанавливает для процесса только максимально возможную цену (2 млн руб.), что, по мнению источника «Ъ», «является необоснованным вмешательством в деятельность частных компаний». Также не установлены виды ответственности экспертной организации при злоупотреблении процедурой технического аудита. Не представило Минэкономики и обоснования требования предоставлять информацию об учредителях и бенефициарах площадок с долей более 1%.

«Ситуация похожа на коррупционный сговор, когда требования будут подгоняться под одного из действующих операторов», — отмечает эксперт «Деловой России» Алексей Ульянов. По его словам, для проведения грамотного отбора необходимо зафиксировать для площадок жесткие требования по техбезопасности и опыту работы, учитывающие доли несостоявшихся аукционов и аукционов, по которым контракт был заключен с единственным участником. «Тех, кто им соответствует, будет немного, но впоследствии число площадок сможет увеличиться, что позволит совершенствовать конкуренцию», — говорит он. «Вместо того чтобы идти по пути создания профессионального стандарта работы операторов, который уже разрабатывается представителями отрасли, Минэкономики занимается селекцией по непонятным критериям, — уверен Сергей Габестро, владелец электронной площадки “Фабрикант.ру”.— Было бы логично развивать эту отрасль так же, как и банковскую, где действуют профессиональный стандарт и контрольные регламенты регулятора». По словам исполнительного директора Национальной ассоциации институтов закупок Георгия Суходольского, для оценки правомерности нового отбора стоило бы провести проверки действующих операторов. «На рынке ходит достаточно слухов о том, что операторы не соблюдают требования информбезопасности, — чем проводить еще один отбор, стоило бы внимательнее оценить результаты предыдущего», — замечает он.

Анастасия Мануйлова

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку