Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Подозреваемая в убийстве Ким Чон Нама «думала, что это розыгрыш»Гражданка Индонезии заявила, что ей якобы заплатили 400 малайзийских ринггитов (около 90 долларов США), чтобы она "подшутила над Ким Чон Намом"
27 мая 2015, источник: Русская служба Би-би-си

Избавит ли реформа «Роскосмоса» от аварий?

С начала 2015 года в России произошли уже две аварии с запуском космических аппаратов. Формально российское космическое агентство не выбивается из собственной статистики аварийности — в последние годы она составляла один-два неудачных запуска.

Источник: Reuters

Теперь, чтобы ситуация с аварийностью не ухудшилась, до конца года не должно произойти ни одной нештатной ситуации в космосе.

Однако и эта статистика потерь явно не устраивает российское руководство. За последние пять лет в агентстве сменились три руководителя — Анатолий Перминов, Владимир Поповкин и Олег Остапенко. Все ушли на фоне нештатных ситуаций, аварий.

Пострадали не только начальники — как заявил в понедельник вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин, только за последние три года были уволены или стали фигурантами уголовных дел около 100 чиновников космической отрасли.

Он уточнил, что это «руководители, которые проворовались» или допустили нарушения при реализации указаний руководства страны. Последний и один из самых громких случаев — заключение под домашний арест бывшего главы РКК «Энергия» Виталия Лопоты, обвиняемого в злоупотреблении полномочиями.

До сих пор кадровые меры не приводили к улучшению ситуации с аварийностью космических пусков. Теперь, по словам Рогозина, с этой проблемой Россия будет справляться путем структурной реформы космического агентства.

Структурная реформа

Нынешнего руководителя «Роскосмоса» Игоря Комарова гнев вице-премьера, который отвечает в правительстве за оборонную, авиационную и космическую промышленность, обошел стороной.

По словам Рогозина, проблемы являются системными, и с ними призвана справиться реформа космической отрасли. Именно реформированием и занимается Игорь Комаров.

19 мая законопроект о создании государственной корпорации «Роскосмос», в которую войдут федеральное агентство Роскосмос и «Объединенная ракетно-космическая корпорация», прошел первое чтение в Думе.

Рогозин считает, что на реформирование ракетно-космической отрасли понадобится два-три года, и создание корпорации станет первым шагом.

«Мы создадим государственную корпорацию, я думаю, уже во второй половине этого года. Нам потребуется, может быть, еще 2−3 года для того, чтобы интенсивно технически перевооружить ракетно-космическую промышленность », — заявил Рогозин в эфире телеканала «Россия 1».

Он, правда, не сказал, гарантирует ли структурная реформа отрасли безаварийные космические пуски хотя бы на время ее проведения.

В чем причина аварий?

Государственная комиссия по расследованию причин аварии космического грузовика «Прогресс М-27М» планировала сделать заявление о ее причинах в 20-х числах мая, однако презентацию своих окончательных выводов отложила. Когда именно будут оглашены результаты расследования, не сообщается.

Расследование аварии «Протона-М», который 16 мая 2015 года не смог вывести на орбиту мексиканский спутник связи, продолжается.

Как отмечают специалисты, ракеты-носители «Протон» и «Союз» или космический корабль «Прогресс» — аппараты, выпуск которых давно освоен, и вероятность конструкционных недоработок не очень велика.

Член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Юрий Караш считает, что главная проблема — в организации производства на космических предприятиях.

«Произошло это из-за того, что люди, которые работают на конвейере, во-первых, недостаточно ответственно относятся к результатам своей работы, а во-вторых, недостаточно квалифицированы», — сказал он.

Причинами такого положения на производстве он называет низкую зарплату, отсутствие интересных новых проектов, а также непрестижность профессии.

Президент Российской академии наук Владимир Фортов в интервью РИА Новости сказал, что со сменой поколений в космической науке и отрасли упала технологическая дисциплина, ушла в прошлое требовательность, которая была раньше.

Система контроля

Как рассказал в интервью Би-би-си действительный член Российской академии космонавтики, член экспертного совета российского правительства Сергей Жуков, причинами ослабления технологической дисциплины являются, помимо кадрового голода, еще и отказ от многоуровневой системы проверки качества, выстроенной в Советском Союзе и сильно сокращенной после его развала.

«Отмена военной приемки, как гаранта качества и непереход на адекватную по эффективности технологическую приемку, которая была бы построена на основе информационных технологий, как это в Европе сделано», — пояснил он.

По словам Жукова, система приемки изделий в космической отрасли была построена в 1950-е годы и была довольно надежной.

Однако у нее был минус — в этой системе было задействовано очень много людей: «По сути над каждым исполняющим операцию стояло два или три надзорных человека». Это были представители предприятия-производителя систем, предприятия-сборщика и представитель министерства обороны, пояснил Жуков.

Брак на производстве

Об этом не раз открыто говорилось в России на официальном уровне. Так, причиной аварии ракеты «Протон-М» 2 июля 2013 года стало нештатное функционирование датчиков угловых скоростей.

Замглавы Роскосмоса Александр Лопатин тогда заявил, что датчик, который технологически сложно установить неправильно, закрепили с применением силы, после того как не смогли установить его в соответствии с инструкцией. Расследование, длившееся почти два года, подтвердило эту версию — датчики установили вверх ногами.

Впоследствии были уволены заместитель гендиректора Центра Хруничева, начальник цеха сборки и начальник отдела технического контроля. Но после этого произошло еще две аварии «Протонов».

После последней аварии в мае 2015 года Рогозин заявил, что «она один в один повторяет то, что произошло в 1988 году и в прошлом году, ровно год назад, то есть отказ одной и той же системы».

Премьер-министр Дмитрий Медведев, который участвовал в этом разговоре, предложил предусмотреть материальную ответственность для виновных в срывах космических проектов, в том числе, запусков ракет-носителей. «Помимо персональной ответственности, все, кто находится в этой цепочке, должны понимать, что они должны нести еще и материальную ответственность, отвечать рублем», — сказал российский премьер.

Материальная заинтересованность

О том, что в космической отрасли не все в порядке с материальным обеспечением, эксперты также говорили ранее.

Публично же об этом заговорили, когда весной 2015 года строители, которые возводят новый российский космодром «Восточный», несколько раз объявляли голодовку из-за задержек зарплат.

В настоящее время генпрокуратура проводит расследование нарушений при строительстве космодрома, в ходе которого было выявлено более 1,6 тысяч нарушений трудового законодательства.

В ходе одной из акций протеста работники нанесли на крыши бытовок послания Путину: «Уважаемый Путин ВВ», «Хотим работать», «Спаси рабочих» и «4 месяца без зарплаты».

Громких аналогичных скандалов с зарплатой рабочих на производстве космической техники не было, однако, как считает Юрий Караш, материальная заинтересованность сотрудников — в любом случае первое, что должен сделать «Роскосмос» в стремлении снизить аварийность запусков.

«Если значительно поднимут зарплату в космической отрасли — раза в три-четыре на сборке, — то конечно туда пойдут люди, которые знают себе цену», — сказал он.

Сергей Жуков отмечает, что необходимо, помимо улучшения подготовки кадров и решения вопроса мотивации, технологической модернизации производства, выстроить систему проверки.

BBC В данном материале на законных основаниях могут быть размещены дополнительные визуальные элементы. "Русская служба Би-би-си" не несет ответственности за их содержимое.
Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 деньподписки за59рублей
Оплатите подписку, чтобы читать все комментарии и участвовать в обсуждении новостей